Ирод Великий 31.05.2013

Ирод Великий

Ирод I, Ирод Великий (73 г. до Р.Х. — 4-1(?) г. до Р.Х.) — царь Иудеи с 40 г. до Р.Х., основатель династии Иродиадов. Происходил из Идумеи, из семьи, принявшей иудаизм. Сын  римского прокуратора Иудеи Антипатра II, который способствовал взятию Иерусалима Помпеем в 63 г. до Р.Х. Ирод I прославился жестокостью и масштабным строительством.

Когда ему было 25 лет, отец назначил его тетрархом Галилеи. Ирод жестоко подавил восстание Иезекии ("галилейских разбойников"), чем заслужил благосклонность римлян и осуждение иудеев. Всегда был сторонником Рима. Принял римское гражданство.

Нашествие парфян в 40 году до Р.Х. вынудило Ирода оставить Галилею и бежать на юг сначала в Иерусалим, затем в Идумею, откуда он через Египет (где он удостоился аудиенции у царицы Клеопатры — Флавий, Иудейские Древности, кн.14, гл. 14:2) отплыл на корабле в Рим. Там, заручившись поддержкой Марка Антония, он был представлен римскому сенату и «избран» новым царем Иудеи. Первым делом царя Иудеи стало жертвоприношение Юпитеру на Капитолийском холме. Затем при поддержке римских властей Ирод I собрал армию наёмников и 3 года в кровопролитной войне отвоёвывал Иудею у парфян. Через нескольких месяцев осады захватил Иерусалим. Во время осады, чтобы утвердиться во власти, вступив в кровное родство с домом Хасмонеев, Ирод казнил первую жену и женился на Мариамне, внучке первосвященника Гиркана II.
Джеймс Тиссо. «Ирод Великий»

Обладая жестоким характером, он не щадил своих врагов, явных или только подозреваемых им. После захвата Иерусалима казнил 45 членов Синедриона, сторонников Хасмонеев, царской династии, правящей до этого в Иудее, и превратил Синедрион в подконтрольный религиозный суд и сам назначал и смещал первосвященников.

Во время правления Ирода Иудея стала процветать и почти вернулась к границам государства, бывшим при царе и пророке Давиде. Во время своего правления Ирод Великий много строил. Первым его грандиозным проектом была реконструкция Второго Храма, строительство началось примерно в 22 году до Р.Х. и длилось более 9 лет. При этом службы в храме не прекращались. В пригороде Иерусалима Ирод построил амфитеатр, где регулярно проводились гладиаторские бои, состязания гимнастов и скачки. Помимо амфитеатра в самом Иерусалиме Ирод возвёл дворец и цитадель Антонию. В честь своего умершего брата Фазаэля Ирод построил мавзолей.

Другим гигантским проектом был Иродион, крепость, построенная в 23–20 гг. до Р.Х. на том месте, где Ирод выиграл важную битву. Иродион построили на рукотворной насыпной горе, высота сооружения составляла 8 этажей. Здесь же был обнаружен саркофаг — предположительная могила царя Ирода.

Ирод также построил средиземноморский порт Цезарея с театром на месте Стратоновой Башни. Полной реконструкции подверглась Самария, переименованная на греческий манер в Себастию, где Ирод построил жильё для своих солдат. Были перестроены Газа и Массада. В Антиохии за собственный счёт вымостил площадь города (Иудейские Древности кн.16, гл. 5:3). На о.Родос Ирод Великий построил пифийский храм.

У Ирода Великого было 15 жен и много детей. Из сохранившихся в истории имен известны: жены — Дорис, Мариамна I, Мариамна II, Мальфака, Клеопатра, Паллас, Федра, Элпис; сыновья — Антипа, Александр, Аристобулус IV, Ирод Филипп I, Ирод Архелай, Ирод Антипа, Ирод Филипп II, Ирод и Фазаил; и дочери — Салампсо, Кипра, Олимпиада, Роксана и Саломея.

Отношение еврейского народа к Ироду было отрицательным, они видели в нем ставленника Рима, насаждавшего языческие традиции, и человека, нарушившего ветвь Давида. Возникла оппозиция со стороны зелотов. Ирод, не задумываясь, расправился с оппозицией и истребил весь дом Хасмонеев, не пощадив даже свою жену Мариамну. Примерно в 25 году до Р.Х. Иудейское царство постиг неурожай и последующий за ним голод, казна была истощена войнами и строительством. Однако Ирод собрал все золото во дворцах и обменял его на хлеб, чем несколько смягчил отношение к себе иудейского народа.

Последние годы правления Ирода отмечены особой подозрительностью, мстительностью и жестокостью. По доносу, уже смертельно больной, он приказал казнить своих собственных сыновей Александра и Аристобула, которых повесил в Самарии, а также Антипатра. Известно, что при утверждении приговора римский император Август сказал: «Быть свиньей такого человека лучше, чем быть его сыном!».

В конце царствования Ирода совершилось Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Согласно Евангелию от Матфея, волхвы, пришедшие поклониться новорожденному Иисусу, не вернулись к Ироду, чтобы сообщить местонахождение младенца.
«Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф. 2:16).

За четыре дня до смерти Ирод I завещал престол Архелаю, своему сыну от жены-самаритянки Малтаки, и назначил при нем тетрархами Ирода Антипу и Ирода Филиппа II. Перед смертью Ирод дал приказ в день своей смерти убить многих представителей еврейской знати, но это распоряжение не было выполнено.

Умирал он страшной смертью. Был фактически изъеден червями. Похороны царя ирода описывает Иосиф Флавий в книге 17 главе 8 Иудейских древностей:
«После этого они занялись погребением царя. Архелай сделал все, чтобы погребение было как можно более великолепным: он даже вынес из дворца все царские украшения, чтобы их несли за телом. Погребальные носилки из чистого золота были украшены драгоценными камнями и убраны дорогим пурпуром. Тело Ирода было облачено в виссон, на голове его покоилась диадема, а поверх нее — золотой венец, в правую руку был вложен скипетр. За телом шли сыновья Ирода и все его многочисленные родственники, вслед за ними — телохранители, за ними — колонна фракийцев, германцы и галлы, все в полном боевом облачении. Далее шествовало войско при полном вооружении, сохранявшее боевой строй и ведомое военачальниками, за войском — 500 домашних рабов и вольноотпущенников, воскурявших благовония. Тело было пронесено на расстояние 70 стадиев до Геродиона, где во исполнение воли покойного царя и погребено. Так кончается история Ирода». Преемником жестокого деспота стал его не менее жестокий сын Ирод Архелай.


Возврат к списку

 

Покровский храм
Деятельность
Мастерские
Инфоториум
Новости
Контакты