Обряд очищения 07.08.2013

Обряд очищения

«Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей» (Мк. 7:3–4).

Обряд очищения был установлен в законе Моисеевом для очищения от ритуальной нечистоты. Самым употребительным способом очищения являлось погружение в воду в миквах — специально созданных для этого купальнях. В еврейской традиции существуют три типа очищения человека, три твилы, которые применяются в зависимости от характера нечистоты: полное омовение, омовение рук и ног или омовение только рук. Также в разных случаях предписывалось очищение предметов и домов водой или огнём. В воду погружали или водой окропляли. Осквернённые глиняные сосуды часто предписывалось разбить.

Полное омовение человека или предмета, требующего очищения, должно было совершаться либо в воде реки (в определенных случаях), природного источника или моря, либо в микве. Человек или предмет, подлежащий омовению, должен был быть физически чистым, и вода должна была соприкасаться со всей поверхностью тела или вещи. По закону достаточно одной такой твилы, но ее могли совершать троекратно. Полное омовение требовалось в случаях ритуальной нечистоты, установленных в Пятикнижии. Особую важность твила имела для священников, так как для участия в храмовой службе и принятия в пищу «священного» они должны были быть ритуально чисты. Во время службы первосвященник совершал омовение рук пять раз. Вход в Храм был дозволен лишь тем, кто был ритуально чист, поэтому рядом с Храмом находились миквы для омовений. Среди фарисеев вошло в обычай поддерживать ритуальную чистоту всё время.

Для совершения омовения в воду добавляли пепел рыжей коровы - корова должна была быть без изъяна, без единого черного волоска, священники сжигали её установленным Моисеем образом. Всего, начиная с Моисея и до разрушения Второго Храма, было сожжено 9 рыжих коров, пепла которых на протяжении веков хватало для очищения всего народа. В связи с разрушением Храма в Иерусалиме многие законы о поддержании ритуальной чистоты с одной стороны утратили практическое значение, с другой — стали не выполнимы из-за отсутствия пепла рыжей коровы. В наши дни совершаются обряды полного омовения, которые появились в иудаизме уже в новозаветное время,  — это омовение женщины после менструации и омовение прозелита при посвящении в иудаизм. В этих случаях пепел рыжей коровы не требуется.

В случае же большего преступления закона и осквернения такое очищение сопровождалось также различными жертвоприношениями. Омовение тела и одежды требовалось в случаях, упоминаемых в Лев. 11:25,40; 15:16 и т. д. После рождения ребенка требовалось принесение в жертву за грех однолетнего агнца, голубя или горлицу (Лев. 12:6 и дал.). Об очищении себя от нечистоты вследствие прикосновения к могиле или мертвецу имелись особые постановления (Чис. 19). Самой ужасной нечистотой являлась проказа. В случае исцеления от этой болезни требовалась особого рода жертва. Когда объявляли, что прокаженный исцелился, то он должен был принести в жертву двух чистых живых птиц, кусок кедрового дерева, червленую шерстяную нить и иссоп. Одну птицу закалывали над сосудом с ключевой водою и ждали, пока ее кровь стечет в воду; после этого священник окунал в воду окрашенную этой кровью живую птицу и прочие предметы и кропил семь раз на исцеленного; затем живую птицу отпускал на свободу. Тогда исцеленный должен был только омыть свои одежды, обриться и омыться в воде (Лев.14:4 и дал.). Подобным образом окропляли также те дома, которые были заражены язвами проказы (Лев. 14:49 и т. д. Пс. 50:9; 18:14; 1 Иоан 5:6).

К особым обрядам относилась твила предметов. Новая кухонная и столовая утварь, особенно купленная не у иудея, должна была быть омыта в микве.

После Вавилонского плена чрезмерная внешняя ритуальная праведность по закону зашла слишком далеко в своей ревности к очищениям: стали тщательно наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей, а также придавать слишком большое значение омовению рук перед едой (Лук. 7:3.). Особенно ревностно это соблюдали фарисеи.


Возврат к списку

 

Покровский храм
Деятельность
Мастерские
Инфоториум
Новости
Контакты