Синагога

Синагога

«Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.
И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.
Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:
Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
проповедовать лето Господне благоприятное.
И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.
И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк. 4:15–21).

Ни в Законе Моисея, ни в других ветхозаветных книгах нет указаний на необходимость сооружать здания для религиозных собраний. Предположение, что синагоги возникли во время вавилонского плена, не находят фактического подтверждения. Самый ранний документ, в котором упоминается синагога, — надпись времен фараона Птолемея III Эвергета (247–221 до Р.Х.). Вероятно, первоначально иудеи собирались в частных домах или на открытом воздухе. Затем для собраний стали строить "бет-кнесет" (ивр. "дом собрания"), или "синагогу" (греч. "собрание"), — здание, которое стало центром религиозной жизни еврейской общины. В синагогу община собиралась для молитвы, чтения Писания, толкования прочитанного и назидания. В синагоге невозможно совершать жертвоприношения — жертвенник может быть только на Храмовой горе в Иерусалиме. Поэтому синагоги никогда не заменяли Храм.

Строить синагоги считалось делом благочестивым (Лк. 7:5). Синагоги можно было строить во всяком месте, где только собиралась достаточная еврейская община. Синагоги стремились располагать на возвышенном месте. Они должны были быть ориентированы так, чтобы стена, противоположная входу, была обращена на Иерусалим, а в Иерусалиме — на место Храма. Поэтому галилейские синагоги были ориентированы на юг, а в Хевроне — на север.

Синагога. Венгрия. Сегед. Внутреннее устройство синагоги повторяло устройство Иерусалимского Храма. В части синагоги, которая соответствует Святилищу Храма, помещался шкаф или ящик, где хранились свитки закона Моисеева для чтения народу — самое священное достояние синагоги. Такой шкаф назывался синагогальным ковчегом и соответствовал Ковчегу Завета в Храме. Его покрывал занавес ("парохет") — образ Завесы в Храме. Над ним был расположен светильник — образ Меноры (семисвечника) в Храме. В центре синагоги возвышался низкий налой или кафедра для чтения и проповеди, напоминающий помост, с которого в Храме читали Пятикнижие Моисеево. Большую часть внутреннего пространства синагоги занимали сиденья. Некоторые из них были выше прочих и предназначались для старейшин. В Евангелии от Матфея (23:6) они называются председаниями.

Также устраивают синагоги в наши дни. На фотографии из синагоги города Сегед (Венгрия) видно парохет с вышитой шестиконечной звездой, закрывающий синагогальный ковчег, возвышение для проповеди и семисвечники.

Синагоги не были делом богоустановленным. В них отсутствовало священство. Должностные лица были из мирян и не имели специальных одежд. Главным лицом был начальник синагоги, он руководил советом старейшин. Был еще служитель (Лк. 4:20) или наблюдатель (евр.: хазан). В его обязанности входило поддержание порядка, открытие и закрытие помещения, возжигание светильников и др.

В наши дни при синагогах действуют детские сады, школы, библиотеки, ведётся благотворительная деятельность.

Иеромонах Иов (Гумеров): Что такое синагога?


Возврат к списку

 

Покровский храм
Деятельность
Мастерские
Инфоториум
Новости
Контакты