Еженедельная стенгазета Комиссии по миссионерству и катехизации

СВЯТИТЕЛЬ ИОАСАФ БЕЛГОРОДСКИЙ

(23 декабря)

Святитель Иоасаф родился в Прилуках, бывшей Полтавской губернии, 8 сентября 1705 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. По преданию, явившийся отцу ангел покрыл мальчика архиерейской мантией, возвестив о святительском служении сына. При Крещении назван Иоакимом.

В 1713 году отрок был определен в Киево-Могилянскую академию, где его покровителем и духовником стал родной дядя, насельник Киево-Печерской лавры иеромонах Пахомий. Уже в 11 лет Иоаким, по его словам, «возлюбил монашество», однако долго не решался открыть свое желание родителям. Только в 1723 году он приехал домой попросить у них благословение на постриг, но получил отказ. Несмотря на это, он тайно поступил в Киево-Межигорский монастырь, где вел строгий монашеский образ жизни, более года питался только невареной растительной пищей. 27 октября 1725 года был пострижен в рясофор с именем Иларион. Родители примирились со случившимся и благословили сына на дальнейшее служение. В 1727 году переведен в Киево-Братский Богоявленский монастырь, где 21 ноября пострижен в мантию с именем Иоасаф; 6 января 1728 года рукоположен во иеродиакона.

По окончании академического курса святитель Иоасаф был оставлен преподавателем словесности, 8 ноября 1734 года рукоположен во иеромонаха. В течение следующих лет служил игуменом Лубенского Мгарского Спасо-Преображенского монастыря, наместником Троице-Сергиевой Лавры.

Указом императрицы от 15 марта 1748 года святитель был назначен епископом Белгородским и Обоянским и 2 июня 1748 года в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга была совершена его хиротония.

В августе того же года епископ Иоасаф прибыл на кафедру. Церковное хозяйство в обширной Белгородской епархии находилось в полуразрушенном состоянии. Для более эффективного управления епархией святитель реорганизовал ее административные органы. Одновременно Иоасаф занимался благоустройством кафедрального Свято-Троицкого собора в Белгороде и архиерейского дома.

Бóльшую часть времени святителя Иоасафа занимали поездки по епархии. По преданию, подтверждаемому материалами архива Курской духовной консистории, он осмотрел все церкви епархии. Старался сделать свои посещения необременительными для приходов, совершал богослужения в храмах. Предпочитал останавливаться не в домах богатых помещиков, а в жилищах священников или крестьян, часто простаивал целую ночь на молитве. Результаты инспекций были зафиксированы в записках святителя. Так, он отмечал отсутствие крестов над куполами церквей и иконостасов в храмах, ветхость антиминсов, балдахинов над престолами и жертвенниками.

Сфера деятельности епископа Иоасафа не ограничивалась церковным администрированием. Заботясь о духовном просвещении паствы, он рассылал по епархии указы с предписанием всем священникам в воскресные дни после литургии учить прихожан молитвам (заставлять их повторять текст до тех пор, пока они не запомнят слова), произносить проповеди с обличением распространенных суеверий (наговоров, заломов колоса, гаданий, чтения «заговорных волшебных тетрадей» и т. д.). Требовал искоренения языческих обычаев: не разрешал постройку качелей на Светлой седмице и в день апостолов Петра и Павла, отмечание праздника березы в Троицкую неделю, купалы и вечерницы, совершавшиеся в день Рождества Иоанна Предтечи. Иоасаф обличал пороки и применял меры архипастырского воздействия к нарушителям норм церковной жизни. Большое внимание уделял Харьковскому коллегиуму, регулярно присутствовал на диспутах и экзаменах, знакомился с учениками, лучших из них брал к себе в келейники. Заботился о материальном положении коллегиума. В частности, по просьбе святителя, отправленной ко всем протоиереям Белгородской епархии, коллегиуму были выделены подводы для подвоза строительных материалов, необходимых для перестройки его зданий. Сохранилось предание, что Иоасаф перед большими праздниками посылал келейника, чтобы тот, не привлекая внимания, оставлял перед домами бедных людей одежду и деньги; иногда и сам святитель, переодевшись, ночью отправлялся помогать бедным.

В 1754 года Белгородский епископ собирался в очередной раз осмотреть епархию. По преданию, накануне отъезда из Белгорода он увидел во сне церковь и в ней на куче мусора образ Божией Матери. От иконы исходило сияние и раздавался голос: «Смотри, что сделали с ликом Моим служители сего храма! Образ Мой назначен для страны сей источником благодати, а они повергли его в сор». Пораженный сновидением, святитель Иоасаф стал обращать особое внимание на иконы Божией Матери при осмотре каждой церкви. Однажды он вошел в небольшой храм, расположенный в предместье Замостье г. Изюма. В притворе владыка обнаружил икону Божией Матери, используемую в качестве перегородки, за которую ссыпали уголь для кадила. По повелению Иоасафа образ был помещен в киот за левым клиросом. В течение трех дней пребывания в Изюме архиерей ежедневно приходил молиться перед обретенной святыней. Впоследствии этот образ Божией Матери стал называться Песчанским.

29 мая 1754 года святитель Иоасаф отслужил последнюю литургию в белгородском Свято-Троицком соборе. После службы владыка обратился к прихожанам, сказав, что больше не увидит города, просил прощения у всех и сам всех простил и благословил. Отъезжая на родину для свидания с престарелыми родителями, Иоасаф распорядился о постройке у юго-западной стены собора каменного склепа для погребения. Общение святителя с родными имело для них большое значение, племянник святителя Наркисс Квитка впоследствии стал архимандритом.

Побывав у родителей, Иоасаф посетил Мгарский монастырь и отправился в Белгородскую епархию. В последних числах сентября болезнь, обострившаяся в дороге, заставила его остановиться в слободе Грайворон, где располагался архиерейский дом. К больному святителю приехали мать, брат и сестра. Святитель Иоасаф болел около двух месяцев, был окружен заботой родственников. Перед кончиной соборовался, исповедался и причастился.

Святитель преставился ко Господу 10 декабря 1754 года в 5-м часу пополудни.

Два с половиной месяца после блаженной кончины Иоасафа тело его во гробе стояло открыто в Свято-Троицком соборе, не предаваясь тлению и не теряя обычного цвета и вида. Тело почившего архипастыря оставалось непогребенным до конца февраля 1755 года, ввиду того что назначенный Святейшим Синодом для совершения погребения Иоасафа Переяславский и Борисопольский Преосвященный Иоанн Козлович был задержан разливом рек. Лишь 28 февраля 1755 года в сослужении многочисленного сонма пастырей, гроб с телом святителя Иоасафа был поставлен в склепе (в юго-западной части белгородского Свято-Троицкого собора). По инициативе его брата, полковника А. А. Горленко, распоряжением Синода от 8 июля 1755 года над склепом была освящена придельная церковь

Торжества канонизации и открытия мощей святителя Иоасафа Белгородского состоялись 4 (17) сентября 1911 года.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ ДАНИИЛ СТОЛПНИК

(24 декабря)

Преподобный Даниил (409–493) родился в деревне Мерафа близ г. Самосата в Сирии. Его родители Илья и Марфа долгое время не имели детей. Марфа в молитвах дала обет Богу, что, если Он пошлет ей дитя, она отдаст ребенка на служение в монастырь. Через некоторое время у нее родился сын. До пяти лет мальчику не давали имени, считая, что тот, кто был дарован Богом, должен и имя получить чудесным образом. Для наречения имени родители привели ребенка в находящийся неподалеку монастырь. Настоятель взял книгу, лежащую в алтаре, и наугад раскрыл ее на словах пророка Даниила. Так отрок получил имя. Родители хотели оставить ребенка в этой обители, но настоятель возразил, что тот должен сам принять решение об уходе в монастырь, когда вырастет. В двенадцать лет Даниил бежал из дома и пришел в одну из близлежащих обителей с просьбой постричь его в монахи. Настоятель долго отговаривал отрока, но, видя твердость его намерений, выполнил просьбу. Узнав о том, где находится их сын, родители обрадовались и присутствовали при его постриге.

Однажды игумен отправился в Антиохию по делам и взял Даниила с собой. На обратном пути они посетили преподобного Симеона Столпника, который благословил юного монаха и предрек, что и тот понесет подвиг столпничества. Позднее Даниил посетил преподобного Симеона еще раз и провел у его столпа две недели. Получив в видении указание, он отправился в Константинополь и нашел пристанище в церкви архистратига Михаила. Ему рассказали, что неподалеку находится заброшенное святилище, где обитают бесы и вредят проплывающим мимо кораблям. Преподобный Даниил затворился там, оставив только маленькое окошко, постом и молитвой противостоял бесам, а те пытались устрашить его, являясь в виде призраков с мечами или грозя утопить его. Через несколько ночей преподобному удалось одолеть бесов, и они покинули святилище, вырвавшись из окна в виде стаи летучих мышей. Слухи о подвижнике распространились по городу, и недоброжелатели из окрестных селений пожаловались на него Константинопольскому патриарху Анатолию, утверждая, что Даниил – еретик. Побеседовав с монахом, патриарх убедился, что перед ним вовсе не еретик, а святой. Даниил исцелил святителя Анатолия от тяжелого недуга, а затем вернулся в затвор, где прожил девять лет.

Однажды во сне ему явился преподобный Симеон, призывая на подвиг столпничества. На следующий день Сергий, один из учеников Симеона, принес куколь преподобного и вручил его Даниилу. Сергий навсегда остался с преподобным Даниилом, став его учеником. По просьбе святого он выбрал в пустыне место для столпа, которое ему было указано по знамению. Ученики святого построили столп высотой в два человеческих роста. В 461 году Даниил взошел на него.

За 32 года, которые преподобный Даниил провел на столпе, им было совершено множество чудес: он исцелил сына бывшего префекта Константинополя Кира, избавил от глухоты и немоты детей, изгнал беса из блудницы, которую еретики подговорили оклеветать святого, лечил прокаженных и хромых. Святой, несмотря на язвы на ногах, являл чудеса долготерпения: во время сильного ненастья ученики нашли его, покрытого коркой льда. С большим трудом они смогли отогреть его, и лишь после долгих уговоров преподобный согласился, чтобы на столпе был сооружен железный навес. Отношения Даниила с церковной и светской властью первое время были напряженными: владелец земли, где был поставлен столп, требовал, чтобы Константинопольский патриарх святитель Геннадий I разрешил ему силой свести Даниила со столпа, а столп разрушить, но потом раскаялся и сам стал помогать святому.

Когда слава о преподобном широко распространилась, многие вельможи и члены императорской семьи считали за честь украшать столп или старались убедить святого поставить новый столп на их землях. В благодарность за исцеление жены от бесплодия император Лев I приказал заложить основание нового столпа для святого, построил рядом с ним монастырь и часовню, куда поместил мощи преподобного Симеона. Император всегда советовался с Даниилом и просил быть посредником в переговорах; из благоговения никогда не приближался к столпу верхом.

По желанию императора патриарх Геннадий должен был рукоположить Даниила во пресвитера, однако преподобный отказался спустить для патриарха лестницу. Тогда Геннадий совершил таинство под столпом, провозгласил, что Даниил теперь рукоположен, и только тогда сумел взойти на столп, чтобы причаститься вместе со святым.

Авторитет преподобного Даниила был настолько велик, что в период смуты в империи (475- 476) его поддержкой стремились заручиться и будущий император Зинон, и его соперник монофизит, узурпатор Василиск. Святой не стал благословлять Василиска, возглавил православную оппозицию и вместе с патриархом Акакием заставил Василиска отказаться от ереси. По просьбе патриарха преподобный был вынужден покинуть столп и пройти через весь город ко дворцу, где пребывал узурпатор. Святого, неспособного ходить из-за язв на ногах, несли благочестивые христиане. Во время каждой остановки Даниил совершал исцеления и произносил проповеди. Он предсказал возвращение на трон императора Зинона, его смерть и воцарение нового, праведного правителя Анастасия I.

Преподобный Даниил знал время своей кончины, а также предвидел сложности, которые вызовет снятие его тела со столпа, и поручил организацию своих похорон одной знатной женщине, исцеленнуой им от бесплодия. Она заказала для преподобного каменный гроб и построила вокруг столпа спиральный подъем, по которому можно было бы спустить тело. Даниил отказался от каменного гроба и попросил положить его в землю вместе с мощами других святых.

За семь дней до кончины преподобный Даниил произнес последнюю проповедь. Его погребение сопровождалось знамениями. Патриарх Евфимий I, клир и чиновники простились со святым, поднявшись по спиральному подъему на столп, тело завернули в плащ, привязали к деревянному щиту и поставили вертикально, так что в течение нескольких часов все могли его видеть. Над телом кружили два голубя, и в воздухе были видны три креста. При спуске тела священниками и патриархом произошла давка, т. к. многие хотели прикоснуться к телу святого, но чудесным образом никто не пострадал.

 

СВЯТИТЕЛЬ СПИРИДОН ТРИМИФУНТСКИЙ

(25 декабря)

Святитель Спиридон родился на острове Кипр около 270 года. С детских лет он пас овец, чистой и богоугодной жизнью подражал ветхозаветным праведникам: Давиду – в кротости, Иакову – в сердечной доброте, Аврааму – в любви к странникам. В молодом возрасте святой Спиридон стал отцом семейства. Необычайная доброжелательность и душевная отзывчивость привлекли к нему многих: бездомные находили в его доме приют, странники – пищу и отдых. За непрестанную память о Боге и добрые дела Господь наделил будущего святителя благодатными дарами: прозорливости, исцеления неизлечимых больных и изгнания бесов.

После смерти жены, в царствование Константина Великого (324–337) и его сына Констанция (337–361), святой Спиридон был избран первым епископом кипрского города Тримифунта. В сане епископа святитель не изменил своего образа жизни, соединив пастырское служение с делами милосердия.

Святитель Спиридон в 325 году принимал участие в деяниях I Вселенского Собора, целью которого было определение основных истин Православной веры и осуждение ереси Ария. На Соборе Тримифунтский епископ явил против ариан наглядное доказательство Единства во Святой Троице. Он взял в руки кирпич и стиснул его: мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. «Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна, – сказал тогда святитель Спиридон, – так и в Пресвятой Троице – Три Лица, а Божество Едино»

В лице святителя Спиридона паства приобрела любвеобильного отца. Во время продолжительной засухи и голода на Кипре, по молитве святителя, пошли дожди, и бедствие прекратилось. Доброта у святого сочеталась со справедливой строгостью по отношению к людям недостойным. По его молитве был наказан немилосердный хлеботорговец, а бедные поселяне избавлены от голода и нищеты.

Много чудес совершил святитель Спиридон. Однажды во время богослужения в лампаде догорал елей, и она стала угасать. Святитель огорчился, но Господь утешил его: лампада чудесно наполнилась елеем. Известен случай, когда святому Спиридону незримо сослужили ангелы, и после каждой ектении слышалось пение ангелов: «Господи, помилуй». Святитель исцелил тяжелобольного императора Констанция, разговаривал со своей скончавшейся дочерью Ириной, уже приготовленной к погребению. А однажды к нему пришла женщина с мертвым ребенком на руках, прося заступничества святого. Помолившись, святитель вернул младенца к жизни. Мать, потрясенная радостью, упала бездыханной. Но молитва угодника Божия вернула жизнь и матери. Провидя тайные грехи людей, святой призывал их к покаянию и исправлению. Тех, кто не внимал голосу совести и словам святого, постигало наказание Божие.

Как епископ, святой Спиридон являл пастве пример добродетельной жизни и трудолюбия: пас овец, убирал хлеб. Он чрезвычайно заботился о строгом соблюдении церковного чина и сохранении во всей неприкосновенности Священного Писания. Святитель строго обличал священников, которые в своих проповедях неточно употребляли слова Евангелия и других Богодухновенных книг.

Бог открыл святителю приближение его кончины. Последние слова святого были о любви к Богу и ближним.

Около 348 года во время молитвы святитель Спиридон преставился ко Господу. Погреблиего в храме в честь святых апостолов в г. Тримифунте.

В середине VII века мощи святителя перенесены в Константинополь, а в 1453 году – на остров Корфу в Ионическом море. Здесь, в городе Керкира и поныне сохраняются святые мощи святителя Спиридона в храме его имени.

АПОСТОЛ

Братия, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.

(Послание к Колоссянам св. ап. Павла 3:12–16)

 

ЕВАНГЕЛИЕ

В то время, когда входил Иисус в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

(Евангелие от Луки 17:12–19)

 

Схиархим. Кирилл (Павлов). Проповедь на Евангелие

Дорогие братия и сестры, настоящее Евангелие говорит нам об обязанности христиан благодарить Бога за все неизреченные Его к нам щедроты. О неблагодарных Господь сказал: Как они не возвратились воздать славу Богу? Благодарность — это чувство, вложенное в нас Богом, подвигаясь которым мы выражаем благодарение, признательность лицу, сделавшему нам какое-либо доброе дело. Неблагодарность и пред человеками есть самый грубый и нестерпимый порок, а неблагодарность пред Богом есть уже тяжкое, противоестественное преступление. Сама природа влечет наше сердце к благодарению своего благодетеля. Ведь и бессловесные животные, и дикие звери выражают, как могут, свою благодарность благодеющему им человеку.

Если же сама природа наша влечет нас выражать благодарность человеку, оказавшему нам то или иное благодеяние, то во сколько раз больше должны мы благодарить Бога, от Которого всё получаем! Всё, что дают нам люди, дают они не свое, но Божие даяние, ибо всяк дар совершен и даяние исходят от Отца светов. И что человеческие милости по сравнению с милостями Божиими? Милости Божии бесконечны, а человеческие — ничтожны. Господь — наш Творец и Создатель, от Него мы получили самое бытие и жизнь свою. Он сотворил наше тело. Он вдохнул в нас бессмертную душу, животворящую наше тело. Он даровал нам разум, которым мы отличаемся от неразумных животных. Он даровал нам свободную волю, которая делает нас самовластными в наших действиях. Он даровал нам сердце, способное наслаждаться дарами благости Божией и испытывать в жизни счастье, радость и блаженство.

Господь Бог есть Промыслитель и Хранитель наш. Он повелевает сиять над нами солнцу, которое согревает, освещает и увеселяет нас. Он благотворит нам, посылая с небеси дождь, дая и времена плодоносна, исполняя пищею и веселием сердца наша. Он заповедал земле взращивать многоразличные плоды, которыми питается и укрепляется наше тело, и заставляет служить нам многоразличные роды животных. И горы, и моря, и реки, птицы, рыбы, земля, воздух — все служит по Божию определению к нашей пользе и наслаждению. Его Божественная присносущная сила поддерживает нас и хранит нашу жизнь среди всего враждебного нам в мире. Им мы живем и движемся. Не видеть всех этих благодеяний Божиих — значит не сознавать самого бытия своего, не чувствовать собственной своей жизни, сделаться совершенно камнем бесчувственным и безжизненным человеком.

Но этого мало, любвеобильный Отец Небесный тако возлюби мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный.

Единородный Сын Божий так возлюбил нас, что воспринял на Себя грехи рода человеческого, воплотился и вочеловечился для спасения нашего, претерпел нас ради уничижения, оплевания, заушения, биения, крестные страдания и позорную смерть, будучи распят со злодеями, пролил за нас Кровь Свою и положил Душу Свою.

Единосущный Отцу и Сыну Дух Святый так возлюбил нас, что, не гнушаясь нечистотой нашей, нисходит на нас, оживляет нас, мертвых прегрешениями, освящает нас, оскверненных и непотребных.

Сколько раз отвечали мы на любовь Божию грехами нашими, неправдами нашими, беззакониями нашими, однако Господь не только не погубляет, но милует и щадит нас, не лишает даров Своей благости, долготерпеливо ожидая нашего обращения и покаяния, не хотя да кто погибнет, но все в покаяние да приидут. Если после этой бесконечной благости и милосердия Божия я остаюсь неблагодарным пред непостижимой любовью Божией, вменяю ни во что пролитую за меня Кровь Сына Божия, оставляю в небрежении неоценимую благодать Духа Божия, то чего же достоин я, как не конечного отвержения от лица Божия и вечного осуждения и мучения?

Поэтому все наше существо, вся наша жизнь, наша природа, наше счастье в настоящем и будущем веке требуют, чтобы мы не оставались бесчувственными к благодеяниям Божиим, не были неблагодарны пред Его благостью и милосердием, не оскорбляли Его правды и святости своим нечувствием и неблагодарностью. Что же мы воздадим Господеви о всех, яже воздаде нам? За бесконечную Его к нам любовь не иным чем можем мы воздать Ему, как искренней, вседушевной любовью к Нему. Другого ничего от нас и не требует Господь наш: Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею: сия есть первая и большая заповедь.

Итак, искренне благодарен Господу за все неисчислимые и неизреченные благодеяния Его тот, кто любит Его всем сердцем своим, кто не предает сердца своего во власть плотских страстей, кто готов все плотское, земное принести в жертву ради славы имени Божия, за веру и благочестие христианское, за честь Евангелия и Креста Христова, не пощадить и собственной жизни за возлюбившего нас Господа. Ибо кто отлучит нас от любви Божией, — говорит святой апостол Павел: — скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас.

Помня неизменно благодеяния Божии, мы должны всегда и за все прославлять Его святое имя, и эта наша благодарность Господу должна выражаться в возношении к Нему молитвы благодарения, молитвы искренней, сердечной и чистой. И на благодарного человека Господь взирает с благоволением и любовью, исполняет его благие прошения и ниспосылает ему новые милости. Неблагодарность же наша свидетельствует о черствости и грубости нашего сердца, о непамятовании и непонимании нами благодеяний Божиих, о недовольстве своим положением и о других пороках нашей души. И мы, грешные, какому человеку больше милости оказываем: тому ли, кто ценит наше добро и благодарит за него, или тому, кто к благодеяниям нашим относится пренебрежительно? Конечно, к первому. Вот и Господь неблагодарных людей лишает Своих милостей.

Итак, дорогие братия и сестры, не будем забывать всегда благодарить Господа за Его великие милости и благодеяния нам, грешным, в особенности же милости духовные — за прощение и очищение наших грехов и беззаконий, за все дары благодати Божией, за надежду спасения, данную нам Иисусом Христом Господом нашим. Будем благодарить и за самые невзгоды и напасти житейские, за самые страдания и печали, ибо и они суть милость нам от Господа, Который, по неложному слову Своему, многими скорбями нашими ведет нас в Царствие Божие. Аминь