О Евангельских Блаженствах

История человечества, уходящая своими корнями в неизведанную глубь веков, представляет собой огромную тайну, окончательно разгадать которую, по-видимому, вряд ли удастся. Однако не будет ошибкой признать истинным такое утверждение: самым главным жизненным нервом для каждого человека любой эпохи является поиск смысла своего существования. Непреодолимая тяга к раскрытию вопроса смысла жизни, своего назначения и тайны смерти объединяет всех представителей разных временных эпох, живших в различных уголках мира. Не случайно поэтому и то, что решение данного вопроса заняло основную часть всех философских и религиозных поисков человека. Христианство имеет однозначный ответ на вопрос о смысле существования человека: он заключается в таúнственном духовном соединении человека с Богом для вечной жизни с Ним в Божием Царстве. Такой союз с уверенностью можно назвать счастьем, блаженством, потому как главной характеристикой вечной жизни является пребывание в совершенной, неизменной жертвенной любви Бога к Своему созданию — человеку. В Евангелии есть такие слова Господа Иисуса Христа: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Вряд ли кто из людей может полностью осознать совершенство жертвенной любви Бога к человеку, однако человеку доподлинно известно, что вечная жизнь с Богом, Который любит нас, безусловно, больше, чем мы способны любить самих себя, — это настоящее блаженство, не поддающееся описанию никакими словами: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2:9), — говорит святой апостол Павел.

Воплотившийся Бог принес в погибающий от греха и тления мир спасение — избавление от греха и победу над вечной смертью. С Воскресением Христа и благодатным освящением от Святого Духа наступила новая жизнь, в которой человек, подобно блудному сыну из Евангельской притчи (см. Лк. 15:11–32), обрел себе милосердного и всепрощающего Небесного Отца. Мы живем в поистине Новом времени, когда Небесное Царство стало доступным каждому, потому как Христом мы призваны стать детьми Божиими, а значит и наследниками Его Небесного Царства: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии… Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8:14; 16–17). Спасение, т. е. вечная жизнь с Богом — всеобъемлющий и величайший дар Бога всему миру, каждому человеку, поэтому святой апостол Павел говорит: «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков…» (Тит. 2:11). Но человеку необходимо быть готовым к принятию столь дорогого дара. Известно, что драгоценный камень приобретает изящность и красоту исключительно в руках настоящего мастера, обладающего необходимыми профессиональными качествами и опытом работы с минералом. Подобно этому и Божественный дар имеет свое спасительное действие только в том человеке, который обладает особыми качествами, во внутреннем мире которого имеются специальные условия — благодатная почва души человека. Для того, чтобы наша душа являлась таковой, необходимо избавлять ее от духовных сорняков, камней, очищая себя от поражающих страстей, греховных наклонностей; взрыхляя почву души, делать ее смягченной; нужно удобрять душу благодатью, подаваемой Церковью в ее Таинствах, орошать живительной водой Евангельского учения. Одним словом, необходимо производить постоянный труд над своей душой, как об этом говорит Сам Господь: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12).

О тех внутренних качествах, которыми должен обладать христианин, желающий достигнуть спасения, говорит Сам Спаситель Иисус Христос в Нагорной проповеди, названной так потому, что была произнесена Божественным Учителем перед учениками и последователями на одном из Галилейских холмов (на гористой местности) к западу от Галилейского моря. Сама проповедь чарует слушателя своей внутренней красотой, глубиной мысли, непревзойденной высотой морали и чистотой христианской нравственности. Научая человека непорочной жизни, чистоте ума, милосердию, прощению обид и ошибок ближнему, приучая человека к верному, неложному посту, нелицемерной молитве, поднимая взор человека от материальных ценностей и обращая его к духовному миру, предостерегая Своих чад от всякой нечистоты и опасности, Христос указывает путь человека к его духовному перерождению и внутреннему совершенствованию для существования с Богом.

О Нагорной проповеди Спасителя повествуют два евангелиста — апостолы Матфей и Лука; рассказ каждого из них имеет некоторые различия в последовательности композиции, но суть учения передана одинаково. Оба автора начинают свое повествование о Нагорном учении словами Христа о блаженстве верующих в Него людей.

Учение о блаженстве, т. е. наивысшем благе для человека, его самом большом, прежде всего духовном счастье, представляет собой раскрытие основ духовного мира, открытие истин душевного устроения человека, воспитание в человеке тех внутренних качеств, которые способствуют приобретению человеком вечной жизни с Богом. Слова Господа о блаженстве имеют особую важность для верующих в Него, поэтому Церковь постановила исполнять их в форме песнопения за самым важным богослужением — Божественной литургией.