Молодежный хор Покровского храма в Ясенево

Молодежный хор Покровского храма в Ясенево

История хора началась еще в 90-х годах. Он возник из школьного хора воспитанников Православной Классической Гимназии «Ясенево» (ныне — «Радонеж»). Тогда, в самом начале, в гимназии преподавали Литургику — науку построения церковной службы. Уроки вел ревнитель возрождения церковного пения Евгений Сергеевич Кустовский. Большим стимулом для будущих хористов явилось освящение гимназического храма: службы в нем стали регулярными, и ответственность за их организацию легла на плечи учеников. Приходилось непросто: музыкальное образование было далеко не у всех, нужно было самим, без подсказки, составлять службу, не хватало нотного материала для школьного уровня. В это время закладывались первые традиции: клирос становился школой, в которой старшие помогали младшим, в которой принимали всех, кто мог и хотел учиться.

В 2000-х гг. выпускники гимназии стали собирать новый хор при храме свв. апп. Петра и Павла в Ясенево. Начиналось всё с нескольких человек: регент, сопрано, тенор… Появились и совсем новые люди. На спевки собирались после работы, расходились заполночь — уставшие, но счастливые. Пели ранние литургии или тогда, когда нужно было подменить основной хор храма.
В 2008 г., когда на месте строительства Покровского храма был установлен и освящен временный храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», службы в нем доверили уже сложившемуся Молодежному хору. К тому времени он уже окреп, пополнился новыми людьми. Репертуар пока ещё оставался очень простым — много сил уходило на обучение новых хористов. Скоро начались службы и в храме Архангела Михаила — нижнем пределе Покровского храма. В это время хор сталкивается с серьезной проблемой: из-за большой загруженности на работе регент и руководитель хора Анастасия Алексеева вынужденно покидает свой пост, и коллектив на какое-товремя остается без постоянного руководителя.

Новый этап в жизни хора начинается с того момента, когда его регентом становится сестра А. Алексеевой — студентка дирижерского отделения МГИМ им. А. Г. Шнитке Елизавета Кошкина. Спевки становятся регулярными, появляются занятия по сольфеджио и вокалу, обновляется репертуар. Коллектив пополняется новыми певчими — в основном, молодежью. Хор пробует себя в новом качестве: ежегодно организуется выступление для прихожан на 9 мая; по приглашению ДМШ им. Н. П. Ракова хор принимает участие в концертах, посвященных Дню Победы, совместно с детским хором п/у Анны Закатовой. Также поддерживается и развивается традиция исполнения колядок после Рождественской Литургии.

На сегодняшний день хор служит ранние воскресные Литургии в храме Архангела Михаила, а по особым праздникам — Литургии в Покровском (верхнем) храме. Также хор принимает участие в богослужениях в храме свв. апп. Петра и Павла.

Молодежный хор растёт и делает из года в год всё новые и новые успехи. Расширяется хоровой диапазон — на данный момент в составе коллектива присутствует большой спектр голосов, от самого низкого баса-профундодо высокого лирико-колоратурного сопрано. Благодаря большой численности коллектива Молодежный хор имеет возможность соблюдать древние традиции антифонного пения — пения богослужения на два хора. На самую важную часть богослужения — Таинство Евхаристии — оба клироса сливаются в один сводный.

Постепенно, с развитием певческих и вокальных возможностей, программа коллектива обогащается всё более сложными и интересными песнопениями. Так репертуар за последний год пополнился такими произведениями как «Софрониевская Херувимская песнь» П. Г. Чеснокова, «Блаженны» Илариона Алфеева, «Ангел вопияше» М. П. Мусоргского и др. Наравне с произведениями признанной классики коллективу одинаково хорошо удаётся усвоить, прочувствовать и донести современные произведения, а также исконные, традиционные, самобытные напевы.

Такое разнообразие репертуара говорит о хорошей, близкой к профессиональной, подготовке коллектива, несмотря на то, что здесь собрались люди совершенно разных профессий. Вместе с тем, как уже говорилось ранее, Молодежный хор вырос из школьного хора, для которого наравне с подготовкой к богослужению стояла задача воспитания. Под этим понималось введение молодежи в традицию православного богослужения, в опыт бережного отношения к смыслу и значению исполняемых песнопений. Это означало и особые отношения в коллективе, где каждый участник рассматривался как товарищ и, во многом, — как смысл существования хора. Эта, воспитательная, часть деятельности хора никогда не теряла своего значения. Несмотря на расширение репертуара и появление в нем разных, зачастую сложных, торжественных, ярких произведений, критерием качества исполнения для коллектива до сих пор остается адекватность содержанию песнопения и его месту и замыслу в богослужении.