О Крещении

КРЕЩЕНИЕ — первое из тех священнодействий Церкви, которые существенно необходимы человеку для спасения, то есть достижения благодатного общения с Богом в этой жизни и в вечности, и поэтому особенно выделены среди прочих церковных священнодействий и названы Таинствами. Крещение было установлено Самим воплотившимся Богом, Господом Иисусом Христом: по Его словам, никто не может войти в Царство Небесное, если не родится прежде от воды и Духа, то есть не примет Крещения, которое внешним образом совершается при помощи воды, но в котором невидимо и таинственно действует Сам Бог, преподавая человеку дар Святого Духа для его очищения и возрождения.

Первые люди, созданные Богом, согрешили, нарушив заповедь Божию, были изгнаны из Рая и лишены непосредственного живого общения с Богом, поэтому все мы, их потомки, рождаемся духовно слепыми и отягощенными наследственным греховным бременем, тяжесть которого в течение нашей жизни только увеличивается из-за наших собственных грехов. Поэтому человеку в нынешнем его состоянии для того, чтобы быть способным к жизни в Царствии Божием со Всесвятым Богом, необходимо духовно родиться заново, то есть получить прощение грехов и благодать Святого Духа как залог живого общения с Богом и в этой земной жизни, и в вечности. Именно об этом и говорил Господь Иисус Христос в беседе со своим тайным учеником Никодимом, которая приводится в Евангелии от Иоанна: «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин. 3:5–7). Господь Иисус Христос, давший заповедь о Крещении, и Сам исполнил ее, крестившись от Иоанна Крестителя в Иордане. Это событие воспоминается в Церкви в праздник Крещения Господня 19 (6) января. Но Крещение Господа Иисуса Христа отличалось от нашего, ведь Он, как Святой и Безгрешный, не имел необходимости в очищении грехов. Наоборот, Своим Крещением Господь освятил природу воды, дав ей ту благодать, которая сейчас действует в Таинстве Крещения и благодаря которой принимающий Крещение человек получает прощение грехов и возрождение для новой — духовной, чистой и благодатной жизни.

Святитель Василий Великий так обращается к человеку, колеблющемуся относительно принятия Крещения: «Представляй, что душа твоя стоит теперь как бы на весах, и с одной стороны влекут ее к себе Ангелы, а с другой — демоны. К кому из них преклонишь свое сердце? Что одержит у тебя победу? Удовольствие ли плоти или святыня души? Наслаждение ли настоящим или вожделение будущего; Ангелы ли тебя приимут или удержат те, которые доселе обладают тобою? […]Итак, приступи, и всецело отдайся Господу, присовокупи свое имя, припишись к Церкви. Воин заносится в списки; подвижник, записавшись, выходит на подвиг; житель города, вписавшись в число граждан, делается членом городских общин. Все сие обязан сделать и ты как воин Христов, как подвижник благочестия, имеющий жительство на небесах. Впишись в эту книгу, чтобы тебя переписали в книгу горнюю (небесную)».

Необходимые условия для принятия Крещения: твердая вера в Бога — Святую Троицу, в спасение человечества от греха, которое совершил Господь Иисус Христос Своей крестной смертью, и в воскресение мертвых, как об этом говорится в Символе Веры. Также необходимо твердое намерение проводить жизнь, достойную того дара, который подается человеку в Таинстве Крещения, — жизнь по заповедям Божиим с воздержанием от всякого греха на деле, в словах и мыслях. И наконец, необходима решимость жить жизнью Церкви Христовой, частью которой человек становится, принимая Крещение: посещать богослужения, участвовать в Таинствах исповеди и Причастия для поддержания и укрепления благодатного союза с Богом, соблюдать установленные Церковью посты и прочие церковные установления, предназначенные для помощи человеку в борьбе с грехом и стремлении к добру и святости. Святитель Василий Великий так убеждает христианина: «Учись, обучайся евангельскому образу жизни, верности очей, воздержности языка, порабощению тела, смиренному о себе мнению, чистоте мысли, истреблению в себе гнева! Вынуждают у тебя силою — приложи от себя; отнимают — не судись; ненавидят — люби; гонят — терпи; хулят — молись; умертви себя греху, распнись с Христом, всю любовь свою обрати к Господу».