12 двунадесятых праздников - особенности богослужения, приходская традиция их проведения. Преображение и Воздвижение.

12 двунадесятых праздников - особенности богослужения, традиции их проведения в Антиохийской Церкви.

Преображение и воздвижение.

Автор: Мфарредж Фади

С первых веков Православная Церковь празднует Преображение Господа нашего Иисуса Христа (Мф. 17:1–7, Мк. 9:2–13, Лк. 9:28–36). Очевидцами Его Преображения стали трое из числа Его учеников: апостолы Петр, Иаков и Иоанн. Дав им узреть Свой Божественный Свет, Господь хотел чтобы они поняли, что Он – Христос, Сын Бога Живаго (Мф. 16:16), а не пророк Илия, Иоанн Креститель или один из пророков, как говорили в то время люди (Мф. 16:14). Также Он явил божественность Своей природы до Воскресения, чтобы ученики позже осознали, что Он воскрес не потому что Бог восхотел Его каким-то образом наградить, а потому что Он уже был с Отцом прежде всех времен (Ин. 17:5). Ученики, увидев божественность Христа, во время Его Страданий не могли уже усомниться в их добровольности.

Преображение Господне предвосхищает Страсти и Воскресение Христовы, в этом событии проявляется Его блаженнейший Промысел о нас, исполнение знамений и пророчеств. Явившиеся пророки Моисей и Илия представляют перед учениками Закон и ветхозаветных пророков, которые стали свидетелями истины о Христе. Этой истине предстояло полностью исполниться в Иерусалиме во время Страданий Христа. Согласно литургическому преданию, празднество Преображения тесно связано с освящением базилики на горе Фавор в IV–V вв. по Р.Х. Праздник возникает спустя столетие после начала празднования Воздвижения и, начиная с конца V – начала VI века, входит в официальный церковный годичный цикл. До наших дней сохранились великолепные мозаики того времени, изображающие евангельское событие – самые известные из них находятся в храме святого Аполлинария (г. Равенна), в Евфразиевой базилике (г. Пореч) и в монастыре святой Екатерины на Синае. Преображение изображается и на иконах, которые в течение веков обогатились многими деталями. 


Преображение Господне. Мозаика монастыря святой Екатерины на Синае.

 Иоанн Златоуст упоминает, что Преображение произошло за сорок дней до Крестной смерти, и потому праздник был установлен 6 августа – за сорок дней до праздника Воздвижения Честнаго Креста, который отмечается 14 сентября по антиохийскому календарю. Как уже было сказано, в Крестной смерти истина о Христе раскрывается до конца. Взаимосвязь между этими двумя праздниками можно до сих увидеть и в богослужении, так как, начиная с Преображения, читаются катавасии праздника Воздвижения. Малая вечерня Преображения также указывает на Крест: «Прежде Креста Твоего, Господи, гора небеси подобящися: и облак яко сень протязашеся, Тебе преобразующуся, от Отца же свидетельствуему... »

«Пришел Второй Спас — держи рукавицы про запас» – такая народная примета есть не только у русских. У сирийцев также Преображение считается концом лета (по-арабски «´Ид эт-Тажалли, би´уль ла-с-сэф уалли!», дословно «Праздник Преображения говорит лету “голоси!”»).

Каждый год, многие верующие на Святой Земле поднимаются пешком на Фавор, хотя это совсем не маленький холм, а одна из самых крутых гор в Палестине. Путь до ее вершины делает около 20 поворотов, и люди берут на себе такое трудное и длительное восхождение, чтобы выполнить обет.

Достигнув вершины, верующие проводят ночь в молитве и посте, готовясь к Божественной Литургии. Зажженные на горе костры и свечи символизируют фаворский свет, облиставший Христа при Его Преображении. На Евхаристию собирается множество православных епископов и великое сонмище верующих, которые после Причащения совершают на горе большой крестный ход.

Как и в России, в Сирии существует обычай, связанный с днем Преображения Господня: благословение плодов, а точнее, винограда, который приносится в церковь после Литургии. До этого праздника виноград не вкушают, даже если он созрел. Таким образом верующие выражают свою приверженность к литургической жизни Церкви и ее годичному кругу и берут на себя малый подвиг воздержания.

Благословение винограда на Преображение – это очень древняя традиция. Она возникла в VII веке в Иерусалиме и была включена в византийский календарь в IX веке, в то время, когда в представлениях людей чин благословения винограда отделилcя от принесения божественной Жертвы.

Благословение винограда известно уже в Типиконе святого Нила, а также в Типиконе монастыря святого Саввы. Предполагается, что погодные условия, при которых плоды созревают в конце августа, способствовали возникновению такой традиции. Однако существуют также источники, связывающие благословение плодов с Воздвижением. Здесь можно обнаружить связь обряда с «жатвой мира», которая и является литургическим трудом. Этот труд является выражением большой благодарности и заключается также в приношении Богу, Творцу мира, Источнику всех благ, и земных плодов.

Следующим великим праздником после Преображения Господня является Воздвижение, когда завершается восхождение Господа Иисуса Христа в Иерусалим, начавшееся за сорок дней до того, в праздник Преображения. В течение сорока дней Церковь воспевала в катавасиях и других песнопениях человеколюбие Воплотившагося ради нас Бога, воссиявшее на Кресте. Согласно толкованиям Отцов, Крест символизирует своей вертикалью наши отношения с Богом, а горизонталью – наши отношения с людьми. Крест – это преобразующая сила, превращающая смерть в жизнь, проклятие в благодать, а тьму в свет.

Праздник Воздвижения связан с обретением древа Креста, на котором был распят Господь наш Иисус Христос и который стал символом искупления, воскресения и славы. Евангелие повествует о том, как евреи требовали от Пилата распятия Христа и как Его заставили нести Свой Крест до места, называемого Голгофой. После Его крестной смерти Иосиф Аримафейский, получив позволение от Понтия Пилата, похоронил Христа в своей собственной нововысеченной могиле. Крест же Господень вместе с двумя другими, на которых висели разбойники, был зарыт в землю, а из-за гонений, которые христиане переживали в течение первых трех веков, никто не осмеливался искать его.

В 326 году Р.Х. святая равноапостольная царица Елена отправилась на Святую Землю, чтобы найти Крест. Ее поддерживал родной сын, святой равноапостольный император Константин Великий, выделив ей три тысячи солдат для этого подвига. Достигнув Иерусалима, св. Елена возвестила епископу города Макарию о своем намерении. После огромных усилий и преодоления многих трудностей к царице-матери привели старого еврея, который указал ей место, где таились три креста и доска с надписью “Иисус Назарянин, Царь Иудейский”. Чтобы различить Крест Господень от остальных, св. Елена велела возложить на каждый из найденных крестов тело усопшего, которого в это время несли на погребение. На первых двух крестах ничего не произошло, но, оказавшись на третьем, усопший чудесным образом воскрес, что стало доказательством истинности Живоносного Креста, на котором был распят Сам Христос. Под общее ликование и песнопения св. Елена обернула Крест в драгоценный шелк и поместила в серебряную раку. Над пещерой, где было найдено Живоносное Древо, она велела построить храм Гроба Господня и поместила Крест там. Поэтому храм Гроба Господня и по сей день также называется «Пещера Креста».

Честной Крест хранился в храме Гроба Господня до четвертого дня месяца мая 614 г. по Р.Х., когда персы взяли Иерусалим, разрушили храм и похитили Крест.

Христианские источники повествуют, как император Ираклий одержал победу над Хосровом II, царем персов, и вернул Крест в Иерусалим. Он сам нес крест на своих плечах, облаченный в самые изысканные царские одежды из золота и драгоценных камней. Однако, дошедши до самих ворот церкви, он почувствовал силу, не позволяющую ему войти в нее. Тогда св. Патриарх Захария обратился к императору со словами: “Берегись, царь, эта блестящая
одежда и все, что указывает на величие и славу, отдаляют тебя от нищеты Христа и от унижения Креста”. Император тотчас снял порфиру и драгоценности, надел нищую рясу и продолжил свой путь в храм босым. Только так он смог войти в него и воздвигнуть Крест.

Сирийские христиане повсеместно отмечают Воздвижение Честнаго Креста, однако самый большой праздник ежегодно устраивают христианские жители Маалулы, города, расположенного недалеко от сирийской столицы Дамаска. Св. Константин Великий приказал возжечь огонь на вершинах гор от Иерусалима до Константинополя, чтобы ознаменовать обретение Креста. По местному преданию, гора над Маалулой оказалась одним звеном из этой великой огненной цепи. Накануне праздника, после всенощной, верующие собираются и шествуют со крестом по улицам своего городка. По благословению епископов молодые люди возводят огонь над горами, окружающими местность, в память о том радостном огне святого Константина. Но и в самой Маалуле люди зажигают костры и перепрыгивают через них, веруя, что крест исцеляет и защищает от всех бед. В Сирии существует поговорка на Воздвижение: «Эль-йом ´ид эс-Салыб, рэто киль ши фина йитыб» («Сегодня праздник Креста, пусть все в нас исцелится»). Дома Маалулы украшаются светящимися крестами и свечами в окнах и на балконах.


Маалула – это одно из немногих мест, где древний арамейский язык, на котором говорил Сам Господь, до сих пор жив и преподается в школах.