Крещение младенцев и взрослых в Антиохийской Православной Церкви

Автор: Фади Мфарредж

Крещение в Православной Церкви – это рождение человеческой души «водой и Духом» в вечную жизнь, участие в Смерти и Воскресении Христовом. Крещение есть таинство вхождения в Церковь, которое дает человеку возможность участвовать в ее благодатной жизни, приобщаясь другим спасительным Таинствам. Заповедь о крещении Своим последователям дает Господь Иисус Христос: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк 16. 16); «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин 3. 5). Ученикам Господь велит не просто проповедовать Свое учение «всем народам», но и «крестить их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19-20). Прообраз Таинства в Ветхом Завете – т.н. «крещение покаяния», совершаемое Иоанном Предтечей на реке Иордан.

В Православной Церкви Таинство крещения совершается над младенцами, по вере родителей и восприемников, чтобы с малых лет дети могли напитываться благодатью христианской жизни и пребывать в духовном единении с другими верующими членами семьи. Св. Киприан говорит: «Если старики, впавшие в великие грехи, заслуживают благодати святого крещения, тем более дети, не согрешившие по природе, заслуживают ее». В Новом Завете в разных местах рассказывается о крещении пяти семей: это крещение семьи сотника (Деян. 10:44), семьи Лидии, продавщицы пурпура (Деян. 16:14), семьи тюремщика, который обратился после сокрушения цепей апостолов Павла и Силы (Деян. 16:32), семьи главы синагоги (Деян. 18: 8), семьи Стефана (1 Кор. 16: 1). Несомненно, все члены этих семейств приняли крещение, включая также и малых детей.

Практика крещения младенцев в столетие после апостольской эры отражена в святоотеческих писаниях. Например, Ориген (чье наследие почитается в Церкви, за исключением его христологических взглядов) пишет: "Церковь, подражая апостолам, крестила и детей". А святой Ириней, ученик святого Поликарпа, говорит: "Дети крестились на востоке и западе". В Книге Апостольского Предания мы читаем: " Когда петух кричит, ищущий крещения приближается к воде, и дети крестятся первыми". В Северной Африке со времен святого Киприана Карфагенского крещение совершали на восьмой день рождения ребенка или раньше. Св. Иоанн Златоуст свидетельствует о том, что крещение младенцев было обычной практикой. Если и имелись в Древней Церкви расхождения во взглядах и мнениях, то речь шла не о принятии или отказе от крещения несовершеннолетних, а о возрасте, в котором оно должно быть совершено.

Крещение в зрелом возрасте – это не просто формальное условие присоединения к Церкви. Человек должен подойти к этому Таинству осознанно. Чтобы стать истинным христианином, он должен жить после Крещения согласно евангельскому учению. Вначале человек встречается со священником и объявляет о своем желании креститься. Затем священник объясняет ему в огласительных беседах катехизис – учение Церкви, специально изложенное для желающих креститься. Этот этап часто сопровождается обширным чтением духовной литературы.
Таинство Крещения – единственное из Таинств, которое может совершить не только священник, но любой верный член Церкви, в тех случаях, когда жизни угрожает опасность (например, мать может покрестить ребенка сразу после родов, если младенец рождается слабым). Для этого надо произнести тайносовершительные слова: «Крещается раб Божий (раба Божия, имярек) во имя Отца (первое погружение), аминь, и Сына (второе погружение), аминь, и Святаго Духа (третье погружение), аминь» и окропить (либо погрузить) крещаемого в воду. В случае, если человек умирает, то его поминают в Церкви как усопшего христианина. Если же он остается жить, то Таинство восполняется потом в церкви Миропомазанием. Если неизвестно, был ли когда-то человек крещен и нет возможности это узнать, то он может креститься вновь, хотя Таинство Крещения – неповторяемо. В этих ситуациях неведение не вменяется в вину для крещеного.

Порядок чинопоследования Крещения, которое совершается при обычных обстоятельствах в храме, таков: при крещении младенцев Таинству предшествует чтение молитв на 1й, 8й и 40й день; затем крещаемый (или его восприемник) произносит отречение от сатаны, сочетается Христу и исповедует свою веру (читает Символ веры). Дальнейшее последование Крещения включает помазание освященным маслом (елеем) и погружение в купель. Потом тут же совершается помазание освященным миром (таинство Миропомазания). В завершение Таинства священник постригает волосы крещаемого с особой молитвой, в знак преданности этого человека в полное послушание Христу и как принесение «первого плода» духовной жизни. В ближайшее после принятия Крещения время новокрещеный человек причащается святых Христовых Таинств во время литургии.
Сегодня верующие родители и крестные приносят ребенка к приходскому священнику обычно вскоре после рождения, на восьмой или на сороковой день.

1.jpg

Многие родители и крестные одевают ребенка, приняв его от крещальной купели, в белое платье, называемое крестильным. Наряды для крещения часто становятся памятными подарками, которые передаются из поколения в поколение. Традиционно это платье белого или слегка кремового цвета с большим количеством кружев и украшений. Сейчас можно встретить большое разнообразие таких нарядов, но некоторые родители либо крестные шьют их самостоятельно для этого важного дня. Взрослые новокрещеные также облачаются в белые одежды в знак обретенной чистоты новой жизни.

Крещение в Антиохийской Церкви

В Православной Антиохийской Церкви обычно крестят детей через несколько месяцев после рождения. Если же крестится взрослый, то это обычно происходит втайне, чтобы избежать проблем с семьей этого человека (как правило, из исламского общества).

2.jpg
Крещение взрослых в реке Иордан Поскольку большинство имен верующих Антиохийской Православной Церкви – арабские, при крещении они меняются на церковные имена святых. Некоторые арабские имена имеют значения, идентичные значениям церковных имен, тогда это имя сохраняется.