Пандемия: как это начиналось

Автор: исполняющий обязанности настоятеля 

храма Всех преподобных Отцев Киево-Печерских в Старых Черемушках

  иерей Алексий Ишков

Эта статья могла выйти в декабре уходящего года и стать своеобразным подведением его итогов. Но размышляя обо всех обстоятельствах минувшего, сознаешь, что есть вещи более значимые, чем смена лет. За прошедший год многие люди, связанные с нами одной любовью, ушли на небо. Среди них был и наш папа, раб Божий Вячеслав. Он воспитал меня и моего брата, протоиерея Сергия. Папа скончался 19 января 2021 года. Годовщине памяти его и всех ушедших близких я посвящаю эту публикацию. И прошу ваших молитв о всех вспоминаемых здесь людях.

Говоря о событиях 2021, неизбежно вспоминаешь начало событий, связанных с появлением коронавируса.

До начала пандемии приходилось слышать рассуждения о необходимости присутствия Церкви в социальных сетях. Во время локдауна единственным средством, связывающим прихожан со своим храмом, были каналы в Telegram и Instagram, Facebook и т.д. Необходимость иметь такие средства связи стала очевидной. Там проводились трансляции богослужений, публиковались объявления, на которые можно было получить отклик, и так поддерживалась церковная жизнь и общение внутри прихода.

Лента телеграм-канала храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе за первый год пандемии стала летописью жизни прихода в новых необычных условиях. Предлагаем читателям вспомнить хронологию событий, через которые проходили мы все, каждый на своем месте.

Быть вместе, но не рядом

Начало жесткого государственного карантина совпало с самыми важными днями в календаре Православной Церкви – с периодом Страстной седмицы и Пасхи. Месяцы первой волны коронавируса осложнялись отсутствием медицинского опыта и знаний о лучших способах лечения болезни при большом количестве заболевших. В связи с этими обстоятельствами Патриархом и Святейшим Синодом было принято трудное решение – закрыть столичные храмы для прихожан, начиная с Вербного воскресенья.

Это решение вызвало скорбь среди верующих, а местами и явный протест. С самого начала поднимались вопросы о том, не являются ли принятые меры проявлением маловерия? Конечно, каждый христианин должен готовить себя к смерти как к последнему переходу и встрече с Господом. Молитву необходимо усугубить во время испытаний. В то же время все христиане призваны беречь друг друга. Все мы тесно связаны и отвечаем за свои семьи и тех, кто находится рядом. Критерием истинности здесь становилась самоотверженность и готовность поступиться чем-то дорогим ради ближних, отсутствие превозношения и стремления самоутвердиться – в том числе, и по отношению к церковному благочестию. «Количество случаев заражения, в том числе среди клира и верующих, было бы значительно выше, если абсолютное большинство священнослужителей не отнеслось бы с вниманием к рекомендациям Священноначалия».

Но Пасха 2020 года несомненно имела самый необычный образ за всю историю двадцать первого столетия и даже второго тысячелетия христианства. Обращаясь с амвона с пасхальным приветствием «Христос воскресе!», ты не слышишь ожидаемого ответа «Воистину воскресе!» от сотен членов собравшейся общины. Их нет. Они могли слышать и видеть богослужение, но не могли ответить гласно. Это ощущение Пасхи у всех, кто служил тогда в пустых храмах, без сомнений, останется на всю жизнь. После этого опыта мы иначе ценим радость о воскресении Христа в соборном служении.

Современные технологии позволили проводить трансляцию служб, которые совершали священники в пустых храмах на Светлой седмице и в Пасхальный период. «Мы не сможем приглашать вас на службы и призываем оставаться дома в уединении и молитве, сохраняя пасхальную радость. Священники нашего храма поочередно продолжат совершать ежедневные богослужения и возносить молитвы за всех прихожан и о всех православных христианах». Прихожане могли проявить участие в молитве, жертвуя необходимое для богослужения и передавая поминовения о близких через сайт Покровского храма. Для этого создавались удобные цифровые инструменты. Сначала готов был раздел о подаче записок и о пожертвованиях в алтарь вина, свечей и лампадного масла. И нам вспомнилось, как в детстве приходилось слышать от благочестивых взрослых, когда они не могли пойти в храм: «Поставь за меня свечку». В эти дни пандемии мало кто мог пойти в храм, и сейчас можно было дать возможность поставить свечи через нас, присутствующих здесь клириков и немногочисленных сотрудников. Так возник сервис передачи свечей к почитаемым иконам или к празднику. Некоторые люди писали свои молитвенные просьбы, и служащий священник совершал о них молитву. Эта практика позволила создать сервис Храм24, где участвовать в богослужебной жизни и церковном общении могли и другие приходы. В этот сложный период пожертвования на все поминовения были установлены в свободном размере.

13 мая прошла первая трансляция литургии в Покровском храме в сети Instagram. На ее проведение было получено множество благодарных откликов. «Радостно было услышать комментарии прихожан, которые смогли быть с нами на богослужении». Для того, чтобы зрители могли глубже воспринимать службу и молитвенно участвовать в ней, трансляция также велась из алтаря храма. Для многих это время стало стимулом лучше узнать и изучить последование Евхаристии.

Реальность стала менее осязаемой, но не растворилась в виртуальности. Жизнь не ушла в небытие. Вместе по-прежнему решали проблемы по содержанию приходского хозяйства, поддерживали нуждающиеся семьи. И конечно, молились об исцелении болящих. Признавая основное значение личного присутствия за богослужением и переживая о его утрате, за время локдауна мы поняли, что возможно использование цифровых технологий во благо. Они даны нам для укрепления связей между людьми в Церкви и для взаимной поддержки.

«Молимся, чтобы Господь все управил и излечил болящих»

На наших приходах первыми заболели коронавирусом игумен Симон (Перевезенцев), клирик храма Петра и Павла в Ясеневе, и архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель двух ясеневских храмов Петра и Павла, и Покрова Божией Матери. Они тяжело болели, но милостью Божией смогли поправиться и вернуться к служению.

Проходили светлые праздники сорокадневного пасхального периода. День Жен-мироносиц. «Дорогие прихожанки, с праздником! Сегодня больше всего не хватало вас на службе. Но свечи, горящие на подсвечнике – напоминали, что вы рядом, как упование, что все это закончится и мы сможем молиться вместе».

День Победы 9 мая отмечался колокольным звоном в поминовение всех погибших в годы Великой Отечественной войны. Он совершается в Русской Православной Церкви ежегодно, начиная с 2015 года. Особенно звучал он в эти необычные пасхальные дни – как напоминание о победе Христа над смертью, о нашей главной надежде и неотъемлемой радости, достигая слуха всех, кто не мог присутствовать на богослужении.

онисим.jpg

В эти майские дни пришли первые потери собратьев-священников, служивших с нами. 6 мая в день своих мирских именин почил иеромонах Онисим (Георгий Мальцев), более двух десятилетий прослуживший на Оптинском подворье в храме Петра и Павла. 13 мая ушел ко Господу протоиерей Алексий Пеньков, клирик Троицкого храма в Конькове, нередко сослуживший на ясеневских приходах. Отпевание и прощание с пастырями, умершими от коронавирусной инфекции, проходило на территории их родных храмов, под открытым небом. Таковы были санитарные требования, действовавшие во время локдауна.

Родная и близкая для всех православных москвичей Троице-Сергиева лавра тоже переживала непростые дни. По состоянию на 23 мая четверо болящих насельников находились в реанимации, в больнице весной 2020 года пребывали 97 человек из числа братии. В пасхальный период умерли девять монахов: схиархимандриты Рафаил (Иванов) и Никон (Деев), архимандриты Илиан (Племенюк) и Лаврентий (Постников), игумены Тихон (Барсуков), Ферапонт (Аполлонов), Игнатий (Амельченков), иеромонах Модест (Панченко), иеродиакон Каллист (Косулин). Архимандрит Герман (Чесноков) боролся с болезнью еще три месяца и преставился ко Господу 8 августа 2020 года.


6 июня на Троицу по распоряжению Святейшего Патриарха Кирилла храмы были вновь открыты для посещения прихожанами. «Мы просим оставаться дома тех, кто находится в зоне риска: людей старше 65 лет с хроническими заболеваниями, а также имеющих признаки ОРВИ и тех, кто имел контакт с заболевшими». Еще до начала локдауна на полы церковных зданий была нанесена разметка, предписывающая соблюдать социальную дистанцию, размещены просьбы носить маски и пользоваться дезинфицирующими средствами. Так выполнялись требования санитарных врачей. Настоятель и духовенство приходов выразили искреннюю благодарность прихожанам, которые не оставляли своей поддержкой родной храм и богослужение в этот тяжелый для всех период ограничений.

26 сентября в праздник Воскресения Словущего в Покровском храме было совершена литургия пасхальным чином с утреней накануне. Это стало возможностью для многих приобщиться к полноте церковного пасхального богослужения, вспомнить вечную радость Пасхи Христовой, услышать и произнести приветствие «Христос воскресе! – Воистину воскресе!». Праздник Воскресения Словущего относится к историческому событию освящения храма Воскресения Христова в Иерусалиме во дни императора Константина и царицы Елены, и его народное название («словущее» от слова «слывет», т.е. считается Воскресением) подчеркивает эту связь и отнесенность к событию Пасхи.


Постепенно церковно-приходская жизнь стала возвращаться к формам, напоминающим доковидные времена. К сожалению, болезнь продолжала забирать близких. Зимой приход храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе потерял иерея Константина Танкелевича, почившего 11 января 2021 года. 19 января вечером, в праздник Крещения Господня, скончался наш отец, Вячеслав Сергеевич Ишков. Мы не имеем подтверждений, была ли связана его смерть с коронавирусной инфекцией. Но мы с братом, протоиереем Сергием, испытываем пронзительные чувства после его ухода на небо в этом эшелоне любимых и духовно значимых людей. После праздника Богоявления тяжело заболел иерей Александр Мишин. Он отошел ко Господу 26 мая, проведя три месяца в реанимации. Отпевание в храме Петра и Павла и похороны на Ясеневском кладбище проходили при стечении духовенства и множества духовных чад всегда открытого ко всем и любящего пастыря.

оА.jpg

Летом 2021 года развернулась кампания по вакцинации, повлекшая новые вопросы и смущения. Многих тревожило введение QR-кодов, которое представлялось средством сегрегации общества. Позднее Патриарх на ежегодном Епархиальном собрании духовенства города Москвы подтвердил, что Церковь «должна оставаться свободной от сегрегации и принимать всех стремящихся ко Христу людей»., В то же время вакцинацию, относящуюся к сфере медицинских, а не духовных вопросов, нельзя «рассматривать как признак апостасии». При этом осенью 2021 года волна заболевших в Москве практически превысила уровень весны 2020 года. Тем не менее, в кругу родных и близких и у большинства прихожан все как будто перенесли эту болезнь, и она ощущалась почти как пройденное испытание.


Громом среди ясного неба стала смерть 3 октября от коронавирусной инфекции отца Алексия Петухова, настоятеля храма Всех Преподобных Отцов Киево-Печерских в Старых Черемушках. Отец Алексий тщательно и с любовью выстраивал жизнь своего прихода в течение нескольких лет и сделал здесь очень много. Он был как свеча с горящим сердцем и твердой готовностью служить Богу и людям. Такие люди, которые горят своим служением, уходят от нас первыми. Это вызывает боль и внутренние вопросы, но требует от каждого решимости и стремления успеть осознать и выполнить свое предназначение. На приходе отца Алексия Господь благословил продолжить мне служение после его ухода.

Мы привыкали ко многому: лицам в масках, бытовых деталях и мелочах, вторгающихся в жизнь на каждом шагу. Неисцелимо тяжело было принимать потери. Со светлой печалью о временной разлуке и надеждой на будущую встречу и молитвенное заступничество будут поминаться имена наших сослужителей – отцов Онисима (Мальцева), Алексия Пенькова, Константина Танкелевича, Александра Мишина, Алексия Петухова и других почивших священнослужителей, и моего отца. Незабываемым стал опыт благодарности и поддержки со стороны прихожан в трудных, доселе никогда не испытанных условиях ограничений и самоизоляции. Сейчас очевидно, что настоящее не будет прежним, а будущее – простым, но тем больше пространства для веры и надежды остается нам как христианам. С верой и упованием мы вступаем в новый 2022 год. Мы не знаем, что принесет это время, но имеем надежду, что Господь Иисус Христос пребудет с нами до скончания века – и не оставит за этой временной чертой, когда настанет срок ее переступить.