Пентикостарий от Пасхи до Пятидесятницы

Пентикостарий
от Пасхи до Пятидесятницы

автор Мфарредж  Фади


     Пасхальное время длится пятьдесят дней или, иначе говоря, семь недель, включая восемь воскресных дней, от великого дня Пресветлого Воскресения Господа нашего Иисуса Христа до праздника Пятидесятницы, и изобилует символикой жизни и света. В Пасхе творение возвращается к своему Творцу и обновляется, ведь обещание о воскресении Христа осуществилось. Церковь исполнена благодатным сиянием этого дня и небесной жизни. Богослужения данного периода возводят нас к событиям, связанными с пресветлым Воскресением, которое является вершиной земного служения Христа. После Воскресения Он всегда присутствует с нами и исцеляет последствия греха, такие как страсть, болезнь и, в конечном итоге, смерть.

74BB9544-F025-4C5C-B59E-9585FA4D79CC.jpeg


     Мы продолжаем петь пасхальные гимны (особенно тропарь Пасхи) и еще сорок дней приветствовать друг друга словами “Христос воскресе!” - “Воистину воскресе!”, вплоть до Вознесения, когда Господь возвращается “во славу”, принадлежащую Ему еще до сотворения мира. Затем отмечается день Пятидесятницы, когда Он, по Своему обещанию, посылает Своего Святого Духа на апостолов. Сошествие Святого Духа и есть одно из главных следствий Воскресения. Поэтому промежуток времени между двумя праздниками Пасхи и Пятидесятницы воспринимается как один длительный праздничный день.
D22E8BA6-5786-4686-9C59-1B3AC6CFD519.jpeg
     Началом пасхальных дней является Светлая седмица, на которой пасхальная служба повторяется каждый день, образуя как бы один – восьмой — день. Затем следуют Фомина Неделя, Неделя жен мироносиц, Неделя о расслабленном, Неделя о самаряныне, Неделя о слепом, Неделя по Вознесении, после которой отмечается Пятидесятница. Эта цепочка прерывается такими праздниками, как Преполовение Пятидесятницы и Вознесение.
     Святая Православная Церковь установила время пения Постной Триоди для приготовления верующих к «видению» Воскресения Христа, а также период Пятидесятницы (пения Цветной Триоди), чтобы верующие созерцали тайну божественности Христа, которая наиболее зрима именно в Его Воскресении из мертвых и ощутима в Его явлениях в течение сорока дней, вплоть до Его Вознесения. В это время (за исключением нескольких дней) мы читаем Евангелие от апостола Иоанна, называемого Богословом, поскольку Евангелие было написано им с теологической целью, а именно — проповедовать божество «Слова воплощенного» и Его спасительное домостроительство.

E18DD7DF-54CE-4798-9AAC-04CF9CB45AC0.jpeg

Светлая седмица. Вся Светлая седмица считается одним Господним днем. В дословном переводе с арабского языка она также называется «седмицей обновлений», так как во время нее было принято совершать массовые крещения, после которых начиналась «новая жизнь» и духовное обновление новокрещёных. Они облачались в белые одежды и носили в руках белые свечи до Фоминой Недели, из-за чего арабы-христиане называют ее, дословно, “белым воскресеньем”, а всю Светлую седмицу “неделей белизны”. Каждый день новокрещеные приступали с верными к Божественным Дарам. Апостольские правила и канон 66 Пято-шестого Трулльского собора предписывают всем христианам празднование Пасхи в течение всей седмицы, что должно сопровождаться чтением Священного Писания и духовными песнопениями. Общественные и мирские дела должны при этом отодвигаться на второй план. На богослужениях ежедневно поются воскресные песнопения — каждый день на новый глас. Читаются разные отрывки из Евангелия, но всегда повторяется огласительное пасхальное слово Иоанна Златоуста. На протяжении всей Светлой седмицы звучат великие прокимны. Полунощница и Часы заменяются Пасхальными Часами. Все эти особенности богослужения подчеркивают исключительную важность Светлой седмицы и готовят христиан к их миссии — нести миру Благую Весть.

BB4CC6D4-EB44-4AD3-A576-BB0CCEA42D8D.jpeg


     В Светлую Пятницу Православная Церковь совершает празднование «Живоносный источник» - в память об освящении храма над водным источником Пресвятой Богородицы, прославившегося многими чудесами.
      В Евангельских чтениях Светлой седмицы доминирует тема исполнения ветхозаветных пророчеств о страданиях и воскресении Господа Иисуса Христа: свидетельство Иоанна Предтечи («гласа вопиющего в пустыне»), явление Христа путешествующим в Эммаус ученикам (когда Он разъясняет им писания о том, что Христос должен был пострадать, умереть и воскреснуть из мертвых), призвание Нафанаила апостолом Филиппом (опять же, с упоминанием пророчества), беседа Господа с Никодимом (когда Он открывает Никодиму истину о вечной жизни рожденного от Духа, а также о том, что никто не вознесется на небеса (т.е. не воскреснет), кроме Сошедшего с небес).
     Каждый воскресный день в период Пятидесятницы берет свое название от Евангельского чтения этого дня. Песнопения в храме также ориентированы на Евангельское чтение.
     Фомина неделя — Антипасха (т.е. "вторая Пасха" или дословно с арабского “новое воскресенье”). Антипасха служит подтверждением Воскресения Христова, когда вспоминаются сомнения апостола Фомы и его уверение. Святитель Иоанн Златоуст вопрошает: “силою и именем мертвого возможно ли апостолам воскрешать мертвых?” Непрерывно действуя через Своих учеников, Иисус Христос показывает, что Он жив, и во имя Его апостолы совершают много знамений и чудес.

E4ED4766-D1ED-44CD-9EB6-501E53C2EA17.jpeg

      Неделя жен-мироносиц. Евангельское чтение этого воскресного дня содержит рассказ об Иосифе Аримафейском и женах-мироносицах: первый просит у Пилата тело Христа, чтобы похоронить Его как положено по иудейскому обычаю, а жены первыми обнаруживают пустую гробницу и свидетельствуют о Его воскресении. Они становятся первыми апостолами, которые проповедуют Господа. Чтение «Апостола» не имеет тесной связи с Евангельским чтением этого дня, но в нем говорится о том, как действием Святого Духа начинает формироваться тайное «Тело Христово» — Его Церковь.
Неделя о расслабленном. Если Евангельские отрывки, которые читались в предыдущие воскресные дни, повествуют об исторических событиях Воскресения (Антипасха и уверение Фомы, свидетельство жен-мироносиц), то начиная с этого воскресного дня, Церковь через Евангельское чтение переходит к богословским темам. Вода, которую движет ангел в Вифсаиде, указывает на жизнь, которую Бог дает миру. Мир сам по себе не имеет жизни, но получает ее от Бога, источника жизни. Словом же воскрешаются мертвые члены расслабленного, как воскрешается и его духовная жизнь. Поэтому Господь предупреждает исцеленного человека: «Вот, ты выздоровел, не греши больше» (Ин. 5:14).
F53DDE0F-BB96-48B1-80A2-7AD759B8674C.jpeg
      В тот же день в апостольском чтении повествуется об исцелении еще одного расслабленного, в этот раз Петром: «Эней! исцеляет тебя Иисус Христос, встань», а затем Петр воскрешает и Тавифу (Деян. 9:32-42). Такое сходство действий апостола Петра с действиями Самого Христа подчеркивает, что апостол действует именно силою Иисуса Христа и что Церковь – то есть тело Христово – есть живой Иисус Христос и Он Тот, Который дарует миру жизнь во веки.
      Неделя о самаряныне. Евангельское чтение этого дня (Ин 4: 4-42) содержит глубокие мысли, а песнопения этого дня и всей последующей седмицы учат о живой воде, об истинном поклонении Богу, о том, как жизнь меняется после встречи со Христом, о Святом Духе, о совоскресении со Христом в новую жизнь через Святаго Духа, Который отверзает изобильные потоки живой воды в каждом, кто Его принимает. Апостольское послание на Неделю о самаряныне раскрывает масштабы распространения Церкви после Воскресения Господня, повествует о гонениях на апостолов в Иерусалиме, о том, как Святой Дух созидал Церковь.
57077531-4B5F-4F34-954A-31E29E537FFB.jpeg
     Неделя о слепом. Евангельское чтение этого дня обращает внимание на связь света с жизнью. Те действия, которые совершал Господь над слепым, после чего тот прозрел, схожи с действиями при создании первого человека — Адама. По сути, это воссоздание, дарование жизни очам, не имевшим жизни. Воскресение жизни в мертвых глазах слепого доказывает, что Христос есть свет жизни, как Он Сам говорил иудеям (Ин. 12: 8). Апостольское чтение этого дня повествует о том, как Святой Дух сопровождает, защищает и поддерживает проповедническую деятельность учеников Христа.
      Вознесение. Цикл повествований о Воскресении завершается праздником Вознесения. Он является одним из великих, т.е. самых значимых праздников Православной Церкви. В Евангельском чтении этого дня повествуется о последнем явлении Христа. Это завершение земного служения Христа и конец Его видимого, слышимого и осязаемого присутствия в земном мире — до дня Его второго пришествия. Вознесение - это праздник возвращения Господа во славе на небеса и восседания “одесную Отца”. Христос поручает Своим свидетелям продолжить Свое земное служение, и так рождается Церковь, которая, услышав призыв от Господа, отправляется в путь благовествования, чтобы радость Евангелия распространилась по всей вселенной. В этот день мы постигаем, что нам открыты врата небесные, и мы должны устремиться туда, где Христос сидит одесную Отца, чтобы жить вместе с Ним вечно.
8ED3C7A2-A00F-4BDF-93FD-58453DD4B57A.jpeg
     Неделя Первого Вселенского Собора (дословно с арабского “воскресенье отцов”). В этот день в Евангелии читаются “прощальные слова” Христа, в которых Он просит своих учеников быть едиными (Ин 17:21). Этот день также можно связать по смыслу с предшествующим праздником Вознесения, потому что Христос завершил служение, которую дал ему Отец, словами: “Я прославил Тебя на земле, совершил дело, Которое Ты мне поручил” (Ин. 17:4), а также: “И славу, которую Ты дал мне, Я даю им” (Ин. 17:22) и “ныне иду к Тебе” (Ин. 17:13). Синаксарий этого дня связывает завершение земного служения Христа с Его воплощением, прославлением человеческой природы и вознесением. Это соответствует учению святых отцов Первого Вселенского Собора, в котором провозглашается, что Господь Иисус является совершенным Богом и совершенным человеком. В Апостольском чтении этого дня апостол Павел предупреждает ефесских епископов, говоря: «Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20:28-30). С этими словами апостола связана история Первого Вселенского Собора как ответа на вызовы возникших среди христиан ересей.
      Пятидесятница. Этот день – завершение праздничного периода. Во время евангельского чтения мы слышим: «В последний же великий день праздника (речь о ветхозаветном празднике Пятидесятницы) стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7:37). Связь этого текста с праздником сошествия Святого Духа становится полностью очевидна, если обратиться к апостольскому чтению, в котором повествуется, как внезапно раздается шум ветра и на учеников нисходит с небес Святый Дух в форме огненных языков. Песнопения этого дня отражают события схождения Святого Духа и связывают их с Ветхим Заветом через познание истинного Бога, Пресвятой Троицы.

95DCE9E1-9247-44F9-8F57-B3389D21E5D6.jpeg