Православные богослужения и традиции на Страстной и Светлой седьмицах в Сирии

Православные богослужения и традиции на Страстной и Светлой седьмицахв Сирии
Мфарредж Фади

Православный патриархат Антиохии и всего Востока имеет общие со всеми православными церквями-сестрами литургические обряды и некоторые народные обычаи, связанные с Пасхой, днем Воскресения Христова из мертвых и Его победы над смертью.
​После завершения Великого поста со дня Лазаревой субботы начинается цикл Страстной седьмицы. Господь Иисус Христос воскрешает из мертвых своего друга Лазаря, четыря дня лежавшего во гробе, и входит в Иерусалим, чтобы быть распятым и воскреснуть в третий день, как Он предсказал своим ученикам. Антиохийская Православная Церковь вводит своих чад в молитвенное общение с Господом через удивительные богослужения, красота и глубочайшая молитвенная атмосфера которых не поддается описаниию.

7BA76BB8-7469-45AF-B3A7-1956D9873FAC.jpeg

В канун Великих Понедельника, Вторника и Среды Страстной седьмицы Антиохийская Церковь совершает особую службу, известную как «служба Жениха» (хидмату-ль-хатан), которые начинаются ночью в каждый из этих дней. Хатан – это сирийское слово, означающее «жених» (греч.). Название «служба Жениха» происходит от песнопения «Се Жених грядет в полунощи», в котором звучит тема евангельской притчи о десяти девах: некоторые из низ готовы встретить Жениха с горящими светильниками, а другие не готовы и поэтому оставляются за пределами свадебного чертога (Мф. 25:1-13). Библейские события и притчи, которые вспоминаются во время Страстной седьмицы в Антиохийской Церкви, раскрывают важные аспекты истории спасения. Церковь напоминает своим чадам о событиях, предшествовших страданиям Христа и возвещает о несомненном Его пришествии. Ветхозаветные чтения на Страстной седьмице взяты из книг Исхода и Иова. Книга Исхода описывает историю исхода евреев из Египта, который является прообразом перехода всего человечества от рабства смерти к вечной жизни через жертву Самого Христа и Его воскресение. Книга Иова показывает опыт преодоления смерти посредством терпения и абсолютного доверия Богу. История Иова является прообразом страдания и воскресения Христа и возвещает всему миру спасение.

Вечером в Великую Среду Антиохийская Православная Церковь совершает "службу священного масла" (соборование). Она включает в себя чтение семи Посланий, семи Евангелий и семи молитв, чтобы благословить масло.  Богослужение совершается семью священниками, что отражаетсоборность Апостольской Церкви.

В Великий Четверг Церковь вступает в Пасхальную Тайну. В этот день вспоминаются три события: Тайная вечеря Господа с Его учениками, омовение ног и предательство Иуды. Чин омовения ног проводится в некоторых антиохийских церквях, где епископ во время евангельского чтения моет ноги двенадцати священникам. Этот обряд напоминает нам о любви Господа, которая является основой церковной жизни и упорядочивает все ее внутренние отношения. 

95B0A26C-7900-4448-9B8D-4BD6FF8AF3B6.jpeg

В Страстную Пятницу Церковь ведет верующих на Голгофу. Этот день начинается с "богослужения Евангелий Страстей", которое происходит в четверг вечером. Читаются все рассказы о Страстях (двенадцать чтений), содержащиеся в четерых Евангелиях, которые раскрывают безграничную любовь Господа и Его спасительный Промысел. После того, как пятое Евангелие прочитано, совершается шествие со Святым Крестом, который водружается в центре храма при песнопении: «Днесь висит на дереве...». После этого верующие поклоняются Господу, благоговея перед Его великим, добровольным смирением. В утро Великой Пятницы совершаются Царские часы. Божественной литургии в этот день не положено. Затем совершается вечерня, которая называется «чин положения во гроб», и во время неепроисходит шествие с Плащаницей (тканевое полотно с изображением Усопшего Христа), которая полагается посреди церкви для поклонения верующих. Служба уже несет уверенность в том, что смерть будет уничтожена, потому что «Иисус-Жизнь», который умер и был погребен, ужаснул ад. Вечером совершается утреня Великой Субботы ("Погребение"), на которой православные поют гимны, раскрывающие всю непостижимость смерти и погребения Христа, и воспевают Его, ожидая Его воскресения и удивляясь, как Жизнь помещается в гроб.

1CF073C0-BF2B-4B9E-9322-7203D9844719.jpeg

На следующий день (Великая Суббота) совершается Божественная литургия. Песнопения вечерни провозглашают начало Христовой победы над адом и смертью и предвосхищают наступление великого дня Пасхи. В этот день все взоры обращены ко Гробу Господню в Иерусалиме в ожидании благодатного огня, который выносит Патриарх Иерусалимский. Благодатный огонь знаменует воскресение Христа из мертвых и победу света над тьмой. Он сразу доставляется самолетом в Сирию через Иорданию, где верующие в антиохийских церквях и монастырях встречают его с трепетом и благоговением.

Вечером Великой субботы сирийские православные стекаются в церкви, чтобы отпраздновать Пасху, которая начинается со службы "хаджма". "Хаджма" начинается с того, что священники и дьяконы входят в церковь, двери запираются, а огни гасятся. Двое диаконов стоят за дверью и говорят трижды: «Христос анэсти», что значит "Христос воскресе". Настоятель храма отвечает им снутри "алифос анэсти", что значит "воистину воскресе". Затем диаконы возглашают: "Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная", а настоятель ничего не отвечает. Только в третий раз, когда диаконы возглашают "Возмите врата князи ваша и возмитеся врата вечная и внидетЦарь Славы", настоятель их спрашивает: "Кто есть Царь Славы?", на что они отвечают: "Господь крепок и силен, Господь силен в брани - Той есть Царь славы", и стучат в дверь храма. Та торжественно открывается, а храм освещается. После этого воспроизведения Воскресения священники и диаконы трижды обходят храм с крестами и свечами и поют пасхальный тропарь: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав".

Понедельник Пасхи известен как «Понедельник Баус», т.е. распространение вести о Воскресении во всех племенах и языках. В этот день Патриарх Антиохийской Церкви всегда возглавляет торжественную Литургию в главном кафедральном соборе в Дамаске (церковь Пресвятой Богородицы, "Аль-Марьямия"). Епископы читают Евангелие Воскресения на всех мировых языках. На богослужении присутствуют официальные представители сирийского правительства, что олицетворяет все разнообразное и многонациональное сирийское общество.

4CB78794-B269-4E01-A300-D5E4DE8EB699.jpeg

День Пасхи является официальным праздником в Сирии. В этот день семьи приходят друг к другу на пасхальный обед. На Светлой седмице православные приветствуют друг друга словами "Христос воскресе!" - "Воистину воскресе!". Сирийские дома и общественные места преображаются яркими украшениями с пасхальной символикой. Наиболее важные из них - крашеные яйца, скатерти и салфетки в весенних оттенках. Кроме того, принято играть в веселые игры, которых дети ждут с нетерпением в пасхальное утро. Например, игра "Поиск клада", когда прячутся "клады" с яйцами, шоколадом, зайцами и библейскими стихами о событии воскресения.

В Сирии широко распространен обычай красить яйца на Пасху. В специальных магазинах продаются искусственные и рукодельные яйца разных видов. Детям дарят шоколадные пасхальные яйца. В Сирии на Пасху непременно приготавливается мясо ягненка, которое символизирует самопожертвование Христа ради человечества. Именно блюдо из ягнятины является главным на столах у православных семей во время празднования святой Пасхи.

E075AFDD-280E-41B0-B1FB-C40158D65D8C.gif