Православные богослужения и традиции на Страстной и Светлой седьмицах в Сирии
Православные богослужения и традиции на Страстной и Светлой седьмицахв Сирии
Мфарредж Фади
После завершения Великого поста со дня Лазаревой субботы начинается цикл Страстной седьмицы. Господь Иисус Христос воскрешает из мертвых своего друга Лазаря, четыря дня лежавшего во гробе, и входит в Иерусалим, чтобы быть распятым и воскреснуть в третий день, как Он предсказал своим ученикам. Антиохийская Православная Церковь вводит своих чад в молитвенное общение с Господом через удивительные богослужения, красота и глубочайшая молитвенная атмосфера которых не поддается описаниию.
В канун Великих Понедельника, Вторника и Среды Страстной седьмицы Антиохийская Церковь совершает особую службу, известную как «служба Жениха» (хидмату-ль-хатан), которые начинаются ночью в каждый из этих дней. Хатан – это сирийское слово, означающее «жених» (греч.). Название «служба Жениха» происходит от песнопения «Се Жених грядет в полунощи», в котором звучит тема евангельской притчи о десяти девах: некоторые из низ готовы встретить Жениха с горящими светильниками, а другие не готовы и поэтому оставляются за пределами свадебного чертога (Мф. 25:1-13). Библейские события и притчи, которые вспоминаются во время Страстной седьмицы в Антиохийской Церкви, раскрывают важные аспекты истории спасения. Церковь напоминает своим чадам о событиях, предшествовших страданиям Христа и возвещает о несомненном Его пришествии. Ветхозаветные чтения на Страстной седьмице взяты из книг Исхода и Иова. Книга Исхода описывает историю исхода евреев из Египта, который является прообразом перехода всего человечества от рабства смерти к вечной жизни через жертву Самого Христа и Его воскресение. Книга Иова показывает опыт преодоления смерти посредством терпения и абсолютного доверия Богу. История Иова является прообразом страдания и воскресения Христа и возвещает всему миру спасение.
Вечером в Великую Среду Антиохийская Православная Церковь совершает "службу священного масла" (соборование). Она включает в себя чтение семи Посланий, семи Евангелий и семи молитв, чтобы благословить масло. Богослужение совершается семью священниками, что отражаетсоборность Апостольской Церкви.
В Великий Четверг Церковь вступает в Пасхальную Тайну. В этот день вспоминаются три события: Тайная вечеря Господа с Его учениками, омовение ног и предательство Иуды. Чин омовения ног проводится в некоторых антиохийских церквях, где епископ во время евангельского чтения моет ноги двенадцати священникам. Этот обряд напоминает нам о любви Господа, которая является основой церковной жизни и упорядочивает все ее внутренние отношения.
В Страстную Пятницу Церковь ведет верующих на Голгофу. Этот день начинается с "богослужения Евангелий Страстей", которое происходит в четверг вечером. Читаются все рассказы о Страстях (двенадцать чтений), содержащиеся в четерых Евангелиях, которые раскрывают безграничную любовь Господа и Его спасительный Промысел. После того, как пятое Евангелие прочитано, совершается шествие со Святым Крестом, который водружается в центре храма при песнопении: «Днесь висит на дереве...». После этого верующие поклоняются Господу, благоговея перед Его великим, добровольным смирением. В утро Великой Пятницы совершаются Царские часы. Божественной литургии в этот день не положено. Затем совершается вечерня, которая называется «чин положения во гроб», и во время неепроисходит шествие с Плащаницей (тканевое полотно с изображением Усопшего Христа), которая полагается посреди церкви для поклонения верующих. Служба уже несет уверенность в том, что смерть будет уничтожена, потому что «Иисус-Жизнь», который умер и был погребен, ужаснул ад. Вечером совершается утреня Великой Субботы ("Погребение"), на которой православные поют гимны, раскрывающие всю непостижимость смерти и погребения Христа, и воспевают Его, ожидая Его воскресения и удивляясь, как Жизнь помещается в гроб.
На следующий день (Великая Суббота) совершается Божественная литургия. Песнопения вечерни провозглашают начало Христовой победы над адом и смертью и предвосхищают наступление великого дня Пасхи. В этот день все взоры обращены ко Гробу Господню в Иерусалиме в ожидании благодатного огня, который выносит Патриарх Иерусалимский. Благодатный огонь знаменует воскресение Христа из мертвых и победу света над тьмой. Он сразу доставляется самолетом в Сирию через Иорданию, где верующие в антиохийских церквях и монастырях встречают его с трепетом и благоговением.
Вечером Великой субботы сирийские православные стекаются в церкви, чтобы отпраздновать Пасху, которая начинается со службы "хаджма". "Хаджма" начинается с того, что священники и дьяконы входят в церковь, двери запираются, а огни гасятся. Двое диаконов стоят за дверью и говорят трижды: «Христос анэсти», что значит "Христос воскресе". Настоятель храма отвечает им снутри "алифос анэсти", что значит "воистину воскресе". Затем диаконы возглашают: "Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная", а настоятель ничего не отвечает. Только в третий раз, когда диаконы возглашают "Возмите врата князи ваша и возмитеся врата вечная и внидетЦарь Славы", настоятель их спрашивает: "Кто есть Царь Славы?", на что они отвечают: "Господь крепок и силен, Господь силен в брани - Той есть Царь славы", и стучат в дверь храма. Та торжественно открывается, а храм освещается. После этого воспроизведения Воскресения священники и диаконы трижды обходят храм с крестами и свечами и поют пасхальный тропарь: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав".
Понедельник Пасхи известен как «Понедельник Баус», т.е. распространение вести о Воскресении во всех племенах и языках. В этот день Патриарх Антиохийской Церкви всегда возглавляет торжественную Литургию в главном кафедральном соборе в Дамаске (церковь Пресвятой Богородицы, "Аль-Марьямия"). Епископы читают Евангелие Воскресения на всех мировых языках. На богослужении присутствуют официальные представители сирийского правительства, что олицетворяет все разнообразное и многонациональное сирийское общество.
День Пасхи является официальным праздником в Сирии. В этот день семьи приходят друг к другу на пасхальный обед. На Светлой седмице православные приветствуют друг друга словами "Христос воскресе!" - "Воистину воскресе!". Сирийские дома и общественные места преображаются яркими украшениями с пасхальной символикой. Наиболее важные из них - крашеные яйца, скатерти и салфетки в весенних оттенках. Кроме того, принято играть в веселые игры, которых дети ждут с нетерпением в пасхальное утро. Например, игра "Поиск клада", когда прячутся "клады" с яйцами, шоколадом, зайцами и библейскими стихами о событии воскресения.
В Сирии широко распространен обычай красить яйца на Пасху. В специальных магазинах продаются искусственные и рукодельные яйца разных видов. Детям дарят шоколадные пасхальные яйца. В Сирии на Пасху непременно приготавливается мясо ягненка, которое символизирует самопожертвование Христа ради человечества. Именно блюдо из ягнятины является главным на столах у православных семей во время празднования святой Пасхи.