Священномученик Иоанн (Поммер) – небесный покровитель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе

В этом году исполняется пять лет со дня Великого освящения храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе. Во время освящения между четырех столпов в Престоле храма архиереем устанавливается и пятый. Здесь располагается ковчежец с мощами святого (или нескольких святых), который переносится из другого храма с особой торжественностью в знак преемственной передачи благодати Божией и как обозначение неразрывной связь между Церковью земной и Небесной. Затем Престол покрывается одеждами. Обычай полагать в основание Престола мощи святых связан с древнехристианской традицией совершать Евхаристию на гробах мучеников и утвержден как правило на VII Вселенском Соборе.


В один из престолов храма Покрова Пресвятой Богородицы вложена частица мощей священномученика Иоанна (Поммера), архиепископа Рижского. С этого момента он стал одним из сугубых небесных покровителей и молитвенников за всю братию и прихожан Покровского храма.

Будущий святитель Иоанн Поммер родился 19 января (по новому стилю) 1876 года на хуторе Илзессала Праулинской волости в семье православного крестьянина-латыша. Его семья сохраняла верность Православию, претерпевая различные скорби и преследования от немецких землевладельцев. Верность Богу и Церкви с молоком матери впиталось в естество маленького Иоанна. В большой и дружной семье Поммеров очень любили церковные песнопения, свой день семья начинала с чтения Евангелия и молитв, в которых дети участвовали не по принуждению, а по искреннему желанию, видя пример родителей. Дети в семье имели свои обязанности, что приучало их к ответственности и трудолюбию.

Обучившись грамоте дома, Иоанн, минуя основную начальную школу, сразу же поступил в министерскую двухлассную школу, и успешно закончив ее, в августе 1887 года был зачислен в Рижскую духовную школу стипендиатом, а через четыре года поступил в Рижскую Духовную семинарию. Все свободное от учебы время он проводил в библиотеке, избегал шумных компаний и все больше стремился к молитвенному уединению. Своей искренностью, сопереживанием и готовностью помочь он заслужил авторитет как уже сформировавшаяся целостная личность.

Еще в семинарии Иоанн Поммер познакомился с новыми материалистическими учениями того времени, в том числе с марксизмом. Со свойственной ему вдумчивостью, Иоанн внимательно изучал эти теории, и в результате отверг их как неприемлемые для себя.

По окончании семинарии в 1897 году молодой человек, желая понять жизнь своего народа на практике, поступает народным учителем в Лаудонскую приходскую школу, где проявляет блестящие педагогические способности, преодолев конкуренцию лютеранской школы, поддерживаемой местной элитой. Заслужив авторитет и уважение своих учеников, их родителей и руководства, он был переведен с повышением в школу города Лиепая.

В 1900 году Иоанн поступает в Киевскую Духовную академию, которую с отличием заканчивает через четыре года, имея в дипломе высшие оценки по всем пятнадцати теологическим дисциплинам. Во время учебы в семинарии, получив благословение праведного Иоанна Кронштадтского, Иоанн принимает монашеский постриг на двадцать седьмом году жизни. 23 сентября 1903 года он был рукоположен во иеродиакона, а 13 июня 1904 года – во иеромонаха.

По окончании академии иеромонах Иоанн был назначен преподавателем Священного Писания в Черниговскую духовную семинарию. О его неординарных педагогических способностях говорит и тот факт, что 28-летний молодой преподаватель настолько смог увлечь своих учеников изучением Священного Писания, что некоторые из них всю свою жизнь посвятили изучению этой богословской науки. Это было редким явлением, потому что дух вольнодумия гулял в то время и в стенах духовных школ. Среди его учеников были известные в будущем профессора богословия Успенский и Бессарабов.

В 1906 году о.Иоанна переводят инспектором в Вологодскую духовную семинарию, и там ему также удается приобрести уважение учеников, среди которых было немало бунтарей, в духе времени устраивавших беспорядки в стенах учебного заведения.

26 сентября 1907 года иеромонах Иоанн посвящается в сан архимандрита. А уже в следующем году его назначают ректором Вильнюсской духовной семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря. К этому времени ему исполнился 31 год. Он уже был сложившейся сильной личностью, обладал высокой духовностью и мог вести за собой людей. Однако, по воспоминаниям, он так и оставался «народным батюшкой», который никогда не оставлял без помощи кого бы то ни было, особенно же беднейшую часть своей паствы. 11 марта 1912 года в Алексан¬дро-Невской лавре собором епископов во главе с Митрополитом Московским Владимиром и Митрополитом Киевским Флавианом архимандрит Иоанн был хиротонисан во епископа и назначен в город Слуцк викарием ар¬хиепископа Минского Михаила. В 1912 году епископ Иоанн был переведен в Одессу, а после назначается в Таганрог на вновь открытую Приазовскую кафедру, которую возглавлял вплоть до 1917 года. Сухие цифры и факты мало что говорят об его архипастырском служении , однако в нелегкое время он был назначаем на самые сложные кафедры. За годы своего служения епископ Иоанн привел ко Христу множество людей и вернул в лоно Матери Церкви отшедших своей искренней верой и делами милосердия.

В эти тяжелые годы Церковь не раз призывала его на служения в «горячих» точках, где возникали расколы: на Тверской и Пензенской кафедре. 28 июля 1919 года архиепископ Иоанн был вызван в военный комиссариат и его признали годным к военной службе с зачислением в тыловое ополчение. По ходатайству приходов епархии явка в ополчение была на время отсрочена.


23 февраля 1920 года Собором Латвийской Православной Церкви архиепископ Иоанн был избран предстоятелем Латвийской Православной Церкви. Вступив на Латвийскую кафедру, архиепископ со свойственным ему самоотвержением приложил все силы на то, чтобы утвердить православную веру в своем отечестве, невзирая на притеснения властей. Благодаря его трудам Латвийская Православная Церковь наконец была зарегистрирована как полноправное юридическое лицо. Ради этого Владыка был вынужден выдвинуть свою кандидатуру в Сейм и несколько раз при активной поддержке своей паствы избирался депутатом. Много унижений, оскорблений, преследований и даже побоев пришлось ему вынести будучи депутатом Сейма, однако архиепископ Иоанн не отступил. Благодаря его исповедническому служению утих процесс выживания Православия с Латвийской земли.
Владыка Иоанн не разделял людей по национальности, статусу и обеспеченности, одинаково заботясь обо всех. Благодаря его усилиям был положен конец противостоянию между православными латышами и русскими, которое возникало из-за нестабильности положения Православной Церкви в Латвии и националистических гонений на нее в то смутное время.

Внутренняя духовная жизнь епископа была закрыта от взгляда постороннего человека. Известно, что в Латвии он жил в темной и сырой комнатке в подвале кафедрального собора, с одним зарешеченным окошечком под самым потолком. В этой своей «резиденции» он принимал высоких иностранных гостей, в числе которых были эстонский, финский и английский епископы. Обстановка в келье владыки была неприхотливой: несколько кресел, стулья, шкафы с книгами, иконы. Над столом большой портрет Святейшего Патриарха Тихона. Сам архиепископ Иоанн называл свою комнатку «пещеркой» и в своем завещании просил похоронить себя именно здесь после кончины.

  
Владыку Иоанна (Поммера) запомнили всегда улыбающимся и открытым к общению с любым человеком. Он очень любил детей и те отвечали ему со всей искренностью. Особое внимание владыка обращал на общение с молодежью и пользовался среди юношества большим авторитетом. Проповеди святителя Иоанна собирали огромное количество народа, они были просты по восприятию и глубоки по содержанию.

Однако в те трудные годы, в которые довелось служить владыке Иоанну, не останавливалось притеснение со стороны антиправославных движений, не прекращались потоки клеветы. Более четверти из числа православных приходов не имели священников, а возможность подготовить клириков отсутствовала из-за повсеместного закрытия духовных школ. Только осенью 1926 года было получено формальное разрешение на открытие духовных школ и семинарий в Латвии. И невзирая ни на какие препятствия 1 декабря 1926 года была наконец открыта Латвийская Духовная семинария.

Православные храмы и часовни подвергались разрушению или захватывались другими конфессиями. За период с 1919 по 1925 год у Православной Церкви Латвии было отобрано 25% всего церковного имущества. Однако постепенно ситуация стала меняться благодаря титаническим усилиям святителя Иоанна. И особенно после того, в 1926 году был принят закон о статусе Православной Церкви Латвии, благодаря которому Синод Латвийской Православной Церкви стал получать государственные субсидии на строительство и восстановление храмов.
Здоровье владыки Иоанна оказалось вскоре подорвано непосильными трудами и тяжелыми условиями жизни. Из-за болезни он был вынужден переехать на уединенную архиерейскую дачу у Кишозера, где он жил совершенно один, без охраны. Свободное время владыка проводил в молитве, трудился в саду, занимался столярным трудом на верстаке. Такая жизнь была по душе ему, с юности возлюбившему уединение и тишину.


Именно в этом месте владыка Иоанн принял свою мученическую кончину 12 октября 1934 года. Не удалось выяснить, кто совершил это злодейское убийство. Было известно, что и ранее в адрес епископа поступали угрозы расправы. На теле владыки присутствовали страшные раны, нанесенные пытками на верстаке, огнем жгли его ноги, расстреливали из пистолета, а потом еще живого подожгли.

Во время похорон архиепископа Иоанна Рижский кафедральный собор не мог всех вместить всех тех, кто пришел проститься с любимым пастырем. Люди стояли не только возле собора, но и вдоль тех улиц, по которым должны были пронести гроб с останками священномученика Иоанна. Похоронен был владыка на Покровском кладбище города Риги.

Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви о канонизации новомучеников и исповедников от 17 июля 2001 года было определено включить в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской XX века от Латвийской Православной Церкви архиепископа Рижского и всея Латвии Иоанна (Поммера). А 24 сентября 2001 года в городе Риге состоялся Собор Латвийской Православной Церкви, главным событием которого было принятие Деяния Собора и Определение о канонизации священномученика Иоанна, архиепископа Рижского и Латвийского, умученного 12 октября 1934 года.


Мощи священномученика Иоанна сейчас покоятся в Рижском кафедральном соборе Рождества Христова, над ними выстроена часовня. В 2006 году был утвержден Орден Латвийской Православной Церкви святого священномученика Иоанна, архиепископа Рижского, девизом которого стали слова: «Вера без дел мертва есть» (Иак. 2: 20). Этой награды удостаиваются духовные и светские лица за особые заслуги в деле укрепления Православной Церкви, за укрепление мира между народами и дела милосердия.

Верность Богу и Церкви, любовь к Богу и людям – то, чему была посвящена вся жизнь священномученика архиепископа Иоанна (Поммера). Сохранились краткие и простые, но глубокие мысли владыки, которые он оставил в помощь и назидание всем православным христианам. Вот некоторые из них:

– Старинная мудрость говорит: разделенное горе – половинное горе. … Но и то справедливо, что неразделенное горе – двойное горе. …«Вы Меня оставите одного», – в этом одно из самых горьких обстоятельств страданий Христовых.

– Мы только подбегаем порой к Господу. Надо ходить с Ним.

– Только в ежедневном общении с Богом, непосредственно, из рук Его получая силу вечной жизни, можем мы побороть немощи наши, чтобы не ослабеть, не упасть и не погибнуть на земном пути.

– Хочешь найти бескорыстную любовь, понять ее радость – возьми крест.

– Мы имеем власть снять с себя всякое самооправдание. И в этом великая наша свобода.

– Крест – есть сила Божия и власть, данная человеку на путях к Богу.

– В лучших книгах мира истина шепчет и ползет. В Евангелии она летит и поет.

– Бога нельзя любить немного.

– Если человек ищет волю Божию прежде своей, то Господь исполняет даже самые неосознанные, даже будущие его желания.

– Велика сила всякой смиренной молитвы. Нет случая, чтобы она не исполнилась, хотя и не всегда так, как того хотят люди, но – еще лучше. Неисполненную просьбу человеческую Господь заменяет Своими дарами, которые – самое главное и самое нужное благо для человека. Ибо лишь Господь Один знает, что важно и что нужно каждому. Человек же в своих прошениях иногда уподобляется ребенку, просящему пламя свечи.

– Смирение тем удивительно, что оно восполняет всё слабое: и слабую веру, слабую любовь, и слабую верность любви. Смирение заполняет бездну между Богом и человеком.

– Молитва для истинно верующего – всегда сокровище, всегда великая драгоценность. Ведь радостно всякое наше прошение перед Ним. И исполняющееся, и не исполняющееся. В том и другом случае великий плод остается в нашей душе. Мы восходим на небо к Творцу Светов. И падает на наше сердце божественный уголь Серафимовской благодати.

– Чем тяжелее испытание, тем больше, значит, Божие доверие к человеку, тем больше должно быть ожидание доверия человека к Богу.

– Не откровений надо искать, а верности. В откровениях Господь служит человеку, в верности человек служит своему Господу.

– Беспечность и многопопечительность – два крыла, на которых летит удаляющееся от Бога человечество.

– Не могущие ничего принести Богу могут всегда принести Ему золото своего покаяния, ладан молитвы, смирну своей нищеты.

– Человеку дана власть претворять воду земной жизни в вино молитвы и благодарения Бога.

– Некоторые хвалятся Православием. А оно не в том, чтобы хвалиться им, но чтобы стыдиться в нем.

– Есть в душе человеческой великое средство для преодоления самолюбия, вспыльчивости и раздражительности. Это благоговейная вера в близость Божью. «Господь близ».

– Малая, но непрестанная любовь есть неугасимая лампада Богу в храме души.

– Христос сказал человеку: «Мне не нужно ни твоего времени, ни твоих денег, ни твоих дел. Отдай Мне душу твою. Я меньшего не хочу, Я хочу лишь тебя самого, всецело, без остатка. Я даю тебе новое сердце, соединенное со Мной. Я даю тебе Самого Себя». И если человек принимает Христа, воля Божия, Христова, становится волей человека.

– Человеку иногда кажется, что всякий обязан лишь самому себе. На самом деле жизнь человека зависит лишь от воли Божьей. Малейший разрыв сосуда в мозгу, микроб, капля яда, встряска земли, пожар – и земная жизнь прекращается. Оттого жизнь человека во всех ее мгновениях есть поистине манна небесная, дар милости Божьей. И чем чище вера человека, тем более открыты его глаза на эту истину.

– Мы не вольны избежать того, что нам дается независимо от нашей воли, но мы всегда свободны всякое жизненное событие и слово претворить в свет, сделать нужным для себя и других. В этом дело нашей свободы.

- В земной жизни есть особое блаженство: радость о Господе среди твоей и общей тленности, болезненности и смертности.

- Слово Божье советует торопиться богатеть добрыми делами и приобретать сокровище неоскудеваемое на небесах, которого ни вор не может украсть, ни тление не может коснуться и которого никакая смерть не одолеет.

– Мудрый человек воспринимает каждый свой день и год как самый ответственный и ценный в жизни. Вино делается с каждым годом ароматнее, и душа, насыщаясь земными днями, познает более высокие ценности, находит все большее чувство жизни, чувство дома Отца.

– Господи! Да будет день сей благодарением Тебе, послушанием Тебе, служением Тебе, славословием Тебя. Господи! Да будет этот день во благодати Твоей, да будет вся моя жизнь по благодати Твоей, да будет последняя минута моя во благодати Твоей святой.

(По материалам книги: «Колокол на башне вечевой: Житие и труды священномученика Иоанна (Поммера)». Автор-составитель игумен Феофан (Пожидаев))