Таинство брака и его особенности в Антиохийской Православной Церкви

Таинство брака и его особенности в Антиохийской Православной Церкви

Мфарредж Фади

Чин церковного благословения брака в том виде, в котором его практикует современная православная Церковь, сложился довольно поздно, в середине XVII века. До этого в первых христианских общинах благословение новобрачных совершалось самим фактом присутствия священника или епископа, главы церковной общины, на брачном пире. Христианский брак – это совместное восхождение на особую высоту единства духовного и душевного, которое не ограничивается перспективой земного бытия, но имеет продолжение в вечности. В церковном браке мужчина и женщина соединяются во имя Христа и Он присутствует между ними. Господь благословляет любовь супругов и делает двоих единой плотью – и в этом заключена суть Таинства венчания.
Исторически брачный обряд обязательно включал совместное причащение супругов Святых Христовых Таин и был неотделим от Божественной литургии. С развитием обрядности, а также с принятием Византийской Церковью некоторых государственных функций сложилось отдельное особое чинопоследование венчания. Однако до сих пор смысловая связь Венчания и Евхаристии сохраняется. Таинство начинается, как и Литургия, возгласом «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа» и включает в себя приобщение к общей чаше, предваряющееся пением молитвы Господней, как перед причастием на Литургии. Связь между заключением брака и Евхаристией восстанавливается и в наши дни: жених и невеста совместно присутствуют на Литургии в день венчания и вместе причащаются.

1.jpg

Чинопоследование венчания состоит из обручения и самого Таинства венчания. В древности обручение совершалось отдельно – это было взаимное обещание брачующихся. В залог обручения друг другу им дают перстни; в венчании же благословляется союз жениха и невесты и испрашивается на них благодать Божия. В наши дни, как правило, венчание обычно следует тотчас за обручением.

В Сирии Таинство венчания совершается после помолвки. Помолвка обычно происходит за год до венчания, обязательно с получением благословления родителей жениха и невесты. Обряд помолвки проводится дома с участием священника. Время между помолвкой и свадьбой может занимать год или больше, это зависит от хода процесса подготовки к свадьбе.

Далее рассмотрим основные символы и этапы обручения и венчания.

Зажженые свечи

В начале обручения священник троекратно осеняет жениха и невесту крестным знамением и вручает им зажженные свечи, что служит началом духовного торжества. Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую на них благодать Божию. Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие благодати Духа Святого, освящающего верных и совершающего святые таинства Церкви.

Обручальные кольца

Обручальное кольцо — это древний символ любви и верности. Обручальное кольцо, которое раньше принято было называть «алтарьным» — символ семейных уз и брака, как связующего звена между двумя людьми. Алтарьное — значит «жертвенное», потому что брак является добровольной жертвой. В ходе семейной жизни от многого приходится отказываться, но многое мы и получаем взамен — любовь и поддержку близких, чудо деторождения (хотя смысл брака не в деторождении, а в единении двух людей ради Господа). Кольцо символизирует бесконечность, в знак бесконечности любви. В последнее время на кольцах, которые традиционно были гладкими, стали размещать драгоценные камни, гравировать надписи и их дизайн стал отличаться от классического. Ношение обручальных колец на определенном пальце левой или правой руки также определяется традициями и обычаями каждой страны.

Например, в Сирии обручальные кольца носят на безымянном пальце левой руки, потому что этот палец прямо соединен веной с сердцем. В древности ее называли “веной любви (Vena amoris)”. Таким образом, сердца влюбленных соединяются в вечности. Это народная традиция сирийского общества.

127 псалом

При обручении священник возглашает: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», и при пении 127-го псалма: «Блажени вси боящиися Господа» жених и невеста с зажженными свечами в предшествии священника приводятся к поставленному среди храма аналою с крестом и Евангелием. Согласно Уставу, 127 псалом должен петь сам священник, а не диакон и певчие, и к каждому стиху псалма народ, а не только певчие, отвечает припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Такое исполнение псалма было принадлежностью древнего богослужения соборных церквей в самые великие праздники.

После этого священник вопрошает жениха и невесту об их намерении совершить сейчас свой брачный союз, удостоверяясь, что ни он, ни она не связаны обещаниями с кем-то еще.

Мирная ектения

Далее следует мирная ектения, где наряду с рядовыми прошениями прилагаются прошения о женихе и невесте: об их спасении, о даровании им целомудрия, о рождении от них сынов и дщерей и о Божием покровительстве им во все дни жизни.

После ектении священник возглашает три молитвы.

Три молитвы на венчании

В первой молитве можно услышать то, что называется воспоминанием, призывом и откровением. Воспоминание обращено к Богу Вечному Отцу, Который объединил рассеянных и заключил сердца в неразрывную связь. Упоминание имен праотцев Исаака и Ревекки, Авраама и Сарры погружает в атмосферу «памятования в Боге», и в нем выражена надежда, что предстоящие жених и невеста сподобятся получить в своей семейной жизни благодать и благословение от Бога Живого так же, как были благословлены эти ветхозаветные праведники. И в конце следует утверждение: «Яко Ты Бог милости и щедрот, и человеколюбия».

Во второй молитве вспоминается тайна сотворения женщины праматери Евы из ребра Адамова. По этому установлению человек оставляет теперь отца и мать и становится единой плотью с женой. В этой молитве также вспоминаются все праотцы Ветхого Завета, чей род привел к Боговоплощению Господа и Спасителя всего мира Иисуса Христа. Также молитва призывает ниспослать брачующимся любовь, единство, долгую жизнь, мир и согласие.

В третьей краткой молитве священник просит Господа благословить супругов и сочетать их в согласии с замыслом Творца, в соответствии с заповедью «нехорошо человеку быть одному», даровать этому роду продолжение в детях («даруй има плод чрева, благочадия восприятие»). «Деторождение и воспитание детей – величайшая радость и подлинно Божие благословение. Не существует христианского брака без чистого и горячего желания обоих родителей обладать этой радостью, делить ее друг с другом. Брак, в котором дети нежелательны, основан на поврежденной эгоистической и похотливой любви» (прот. Иоанн Мейендорф).

После чтения молитв на головы жениху и невесте возлагаются венцы.

Венцы

Обычай возлагать на головы сочетающихся браком венцы возник в Церкви довольно поздно. Прообразом здесь послужил венец как знак награды для победителей состязаний или триумфаторов-полководцев. В христианской Церкви венцы осмысляются как символ победы и власти над естественной природой, освящаемой Духом Христовой истины. Именно такое оправдание ношению победных венцов можно найти у апостола Павла «Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного» (1 Кор. 9:25). Таким образом венки служат выражением духовной радости и победы. Сохранив себя в чистоте и целомудрии до брака, жених и невеста получили эту награду. И награда от Господа ждет их в вечности, поскольку теперь каждому предстоит совершить новый подвиг жертвенного служения супругу, детям – это тоже вид служения Творцу («и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Петра 5:4)). Во время венчания поется тропарь святым мученикам. Это напоминает о том, что семейная жизнь невозможна без самопожертвования: чтобы брак был крепким, супругам в первую очередь придется настроиться на то, чтобы сохранять его, невзирая ни на какие трудности. Примером в этом – стоянии в верности до конца – и становятся святые мученики. Поэтому свадебные венцы являются и напоминанием о мученическом венце.

Раньше в Антиохийской церкви вместо венцов на головы жениха и невесты надевали оливковые веточки. Эти веточки после совершения брака хранились дома, их вешали над кроватью, как благословение от Церкви.

2.png

 Чтения Апостола и Евангелия от Иоанна

В послании апостола Павла к Ефесянам читается текст об отношениях мужчины и женщины и взаимоотношениях Христа с Церковью. Апостол Павел сопоставляет супружеский союз мужа и жены с союзом Христа и Церкви и указывает главные обязанности супругов по отношению друг к другу. Чувство живой связи друг с другом позволяет им понять, что они уже «одна плоть» (Быт. 2:24). У них «одно сердце и одна душа» с Церковью (Деян. 4:32). Они начали жить во имя Христово, и Он — посреди них (Мф. 18:20). Совместная жизнь поставит пред супругами различные задачи и многие обязанности. «Ты должен любить свою жену», «ты должна быть помощницей мужу и повиноваться ему», «вы должны сохранить веру во Христа в силе и чистоте» — таковы главные требования долга, которые поведут мужа и жену дальше «только этических» запросов, откроют им нечто высшее, подвигнут их души в область священную. Преодолевая свою «самость» ради исполнения долга, супруги откроют в нем нечто глубокое и живое, нечто большее, чем нравственный закон. Они почувствуют, что Бог недалеко от них; и нужно принять Его в свой семейный союз, с Ним согласовывать все свои решения и действия. Если совесть супругов бодрствует, если Христос присутствует в их жизни, то нравственный долг сознается ими как голос Всесвятого Бога; тогда решающим побуждением во всех случаях становится готовность жертвовать личными потребностями ради послушания Христу, как диктует совесть.

В Евангелии от Иоанна (Ин. 2:1—11) Церковь повествует но¬вобрачным о браке в Кане Галилейской, на который был зван Христос. Евангелие предлагает молодым супругам «позвать» Иисуса в свою жизнь и Его жизнью поверять свою совесть. Жизнь, как она складывается, непрерывно представляет возможности к познанию Бога. Преодолевая возникающие испытания и тяготы, супруги будут охраняемы уверенностью в реальности Царствия, которого они ищут, которое выше и прекраснее всего, что может дать мир; оно существует по ту сторону вещей, дел, людей, неведомое и вместе с тем близкое, тайное и предчувствуемое.

Общая чаша

После молитвы «Отче наш», в которой новобрачные свидетельствуют о своей решимости служить Господу и выполнять Его волю в семейной жизни, они испивают общую чашу. Общая чаша — это чаша с красным вином. Ее в конце молитвы «Боже, вся сотворивый крепостию Твоею...» при произнесении слов «благослови благословением духовным» священник единожды благословляет. И троекратно дает супружеской паре испить вина из общей чаши — вначале мужу, как главе, потом жене. Вкушение вина напоминает о чудесном претворении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской. Общая чаша испивается в знак полного единства супругов, запечатленного в совершившемся Таинстве. Отныне у мужа и жены общая жизнь: одна судьба, одни мысли, одни желания, одно тело. В неразрывном союзе они будут делить между собой чашу радостей и скорбей, печалей и утешений.

3.jpg

Венчание

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает соединенные руки их епитрахилью и поверх епитрахили кладет свою руку. Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки.

Держа свою руку поверх соединенных рук мужа и жены, священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя. Круг символизирует вечность. Троекратное обхождение совершается во славу Святой Троицы, Которая таким образом призывается во свидетельство обета перед Церковью вечно хранить супружеский союз.

При первом торжественном шествии образом круга поется тропарь «Исаия ликуй...» В нем прославляется Пресвятая Дева, послужившая Тайне воплощения Сына Божия. Участие Богоматери в жизни семьи признается Церковью основополагающим, поэтому и поется здесь этот тропарь.

При обхождении второго круга поется тропарь «Святии мученицы...» В нем прославляются и призываются к молению о людях святые подвижники и мученики, победившие греховные страсти и увенчанные славой Господней, чтобы они укрепили в новобрачных готовность к исповедническим и духовным подвигам. Венцы, осеняющие новобрачных, напоминают о венцах мучеников; над венцами возвышается крест. В совместной супружеской жизни им предстоит нести общий крест, смирять свое самолюбие, быть строже к себе, снисходительнее к супруге (к супругу), терпеть многие трудности, неизбежные на жизненном пути.

Когда в третий раз они шествуют вокруг аналоя, поется тропарь «Слава Тебе, Христе Боже...» В нем воссылается благодарение за совершение брака о Господе; Церковь выражает надежду, что семейная жизнь сочетавшихся будет живым проповеданием единосущной Троицы в вере, надежде, любви и христианском благочестии.
Если на совершении Таинства Венчания присутствовал епископ, то невеста и жених целуют его крест после третьего обхода вокруг аналоя. В случае, если епископ на венчании не присутствует, они целуют крест, который на аналое в храме. Это символизирует их готовность нести совместный крест трудностей и испытаний в жизни.
Также в Антиохийской православной церкви у жениха и невесты на венчании должны присутствовать свидетели, это обязательное условие для совершения Таинства. Обычно свидетелями выступают близкие родственники жениха и невесты – например, брат и сестра. Свидетели, вместе с женихом и невестой, троекратно обходят вокруг аналоя. Этим они свидетельствуют первые шаги новой семьи. Также они ставят свои подписи в свидетельстве о совершенном Таинстве венчания.

Окончание чина венчания

После троекратного обхождения аналоя муж и жена поставляются на свое место, и священник снимает венцы сначала с мужа, потом с жены, обращаясь к каждому со словами приветствия. В нем священник обращает внимание на возвеличение жениха, на благословение его «умножиться и ходить в мире, исполняя в правде заповеди Бога». Величие жены в этом приветствии связывается с умением «веселиться о своем муже и хранить пределы закона».

Потом священник читает две молитвы. В первой он просит Господа благословить сочетавшихся и воспринять непорочные венцы их в Царствии Небесном. Во второй он молит Пресвятую Троицу даровать супругам долгоденствие, преуспеяние в вере, обилие земных и небесных благ по молитвам Пресвятой Богородицы и всех святых.

Следует целомудренный поцелуй венчающихся – свидетельство святой и чистой любви друг к другу.
После этого священник произносит отпуст, на котором упоминаются равноапостольные Константин и Елена, распространители христианства, и великомученик Прокопий, пострадавший в начале IV столетия и научивший своих близких с веселием и радостью идти на мученическую смерть, как на брачный пир.

4.jpg

Таково в общих чертах чинопоследование православного таинства венчания. В подобном виде оно практикуется и в Антиохийской Православной Церкви в Сирии. Наряду с богослужебными традициями, здесь есть ряд свадебных народных обычаев.

Накануне венчания как у жениха, так и у невесты принято устраивать вечеринку («девичник» и «мальчишник»), чтобы попрощаться с холостой жизнью. На девичнике руки невесты украшают узорами, наносимыми хной, и поют веселые песни. Жених с друзьями обычно посещают хаммам (восточную баню).

В день венчания невеста обычно наряжается в окружении подруг и родственников, а жених со своим отцом находятся в церкви и встречают там гостей. Невеста выходит из дома в сопровождении родителей и они едут в церковь. Отец передает невесту жениху на пороге храма и вместе они входят в церковь, где их ожидает священник, который будет совершать Таинство.

После окончания Таинства венчания семья жениха дарит невесте золотые украшения и все делают памятные фотографии. Затем родные и гости отправляются в ресторан, где их ждет свадебная трапеза, праздничный торт и новобрачные исполнят свадебный танец.

По прошествии восьми дней от совершения Таинства венчания муж и жена приходят на литургию вместе с родителями, где после ее окончания священник снимает венцы и благословляет вечное соединение супругов. Люди в церкви поздравляют молодоженов и желают им счастливой жизни и всех благ.

Брак в сирийском государстве является религиозным установлением. Христиане заключают брак в храме, которые готовят документы для заключения брака и удостоверяют их после церемонии, а затем отправляют в сирийские правительственные ведомства для официальной регистрации. Вопросы брака, развода и наследования для христиан, являющихся чадами Антиохийской Православной Церкви, в Сирии регулируются в соответствии с церковными установлениями, а не в соответствии с законами ислама, который исповедуют большинство граждан страны. При этом заключить христианский брак в Сирии могут только мужчина и женщина, принимающие участие в таинствах Церкви, получившие благословение родителей и духовных наставников. Таким образом, церковный и гражданский брак в Сирии не разделены и моральные устои общества поддерживаются на высоком уровне.