Умывальница

«Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.
Омовение ног. Мозаика монастыря Осиос Лукас. Греция. XI в.
Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13:3–15).

На пасхальной вечери у иудеев полагалось двукратное омовение рук — после вкушения горьких трав и после агнца. Это было необходимо потому, что обмакивали латук (листья салата) и опресноки в харосет — сладкий салат: смесь орехов, сушеных или свежих фруктов, специй и сладкого вина (харосет символизирует глину, которую использовали для строительного раствора рабы евреи в Египте). Возможно в один из таких моментов вечери, когда никто из учеников не спешил послужить другим и подать воды для омовения, — и вероятно к этому относятся слова св. ап. Луки «был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим» (Лк. 22:24), — Господь, давая образ смирения, не только подал воду для омовения рук, но и умыл ноги всем ученикам.

Омовение ног гостям было делом слуг. Священное омовение рук и головы совершали раввины своим ученикам.

Умывальница: кувшин и море. Экспонат музея храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе. Домашняя умывальница у евреев состояла из высокого кувшина (медного, глиняного или деревянного и круглого плоского сосуда (море).