Чреда служения

«Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения» (Лк. 2:8–9).

Согласно 1-ой книге Паралипоменон [24:3–19], все священники принадлежали к 24 родам, которые назывались по именам их родоначальников — внуков Аарона. Царь Давид в 10 веке до Р.Х. установил очередность служения между родами — чредами, — которая сохранялась вплоть до второго разрушения Храма будущим императором Титом Флавием в 70 году от Р.Х. Иерусалим был взят в субботу первой чреды, чреды Иегоиарива.

«И вышел первый жребий Иегоиариву, второй Иедаии, третий Хариму, четвертый Сеориму, пятый Малхию, шестой Миямину, седьмой Гаккоцу, восьмой Авии, девятый Иешую, десятый Шехании, одиннадцатый Елиашиву, двенадцатый Иакиму, тринадцатый Хушаю, четырнадцатый Иешеваву, пятнадцатый Вилге, шестнадцатый Имеру, семнадцатый Хезиру, восемнадцатый Гапицецу, девятнадцатый Петахии, двадцатый Иезекиилю, двадцать первый Иахину, двадцать второй Гамулу, двадцать третий Делаии, двадцать четвертый Маазии» (1Пар. 24:7–18).

К восьмой чреде — Авиевой — принадлежал Захария, отец святого Иоанна Крестителя. «Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета» (Лк. 1:5).

По закону Божию, переданному Моисеем после исхода из Египта (в 15–13 веках до Р.Х.), священниками могли быть только потомки Аарона, старшего брата Моисея. Аарон стал первым первосвященником. От Аарона исходили две родовые линии от двух его младших сыновей Елеазара и Ифамара (два других его сына, Наддав и Авиуд, умерли бездетными). За несколько веков от Аарона до Давида число родовых линий значительно увеличилось: потомков Елеазара было 16 родов, а потомков Ифамара — 8 родов. Чтобы все они имели равное участие в богослужении, царь Давид установил «чередное служение». Таким образом получились 24 чреды. Каждая чреда совершала служение в течение восьми дней, начиная с субботы. В субботу две череды служили совместно. Священники одной чреды менялись ежедневно. Очередь того или другого священника определялась по жребию. При бросании жребия брали одно семейство из линии Елеазара, потом брали из линии Ифамара. После того, как жребий определял порядок служения священников, специальный писец делал запись, чтобы избежать недоразумений.

«И распределил их Давид — Садока из сыновей Елеазара, и Ахимелеха из сыновей Ифамара, поочередно на службу их. И нашлось, что между сынами Елеазара глав поколений более, нежели между сынами Ифамара. И он распределил их так: из сынов Елеазара шестнадцать глав семейств, а из сынов Ифамара восемь. Распределял же их по жребиям, потому что главными во святилище и главными пред Богом были из сынов Елеазара и из сынов Ифамара и записывал их Шемаия, сын Нафанаила, писец из левитов, пред лицем царя и князей и пред священником Садоком и Ахимелехом, сыном Авиафара, и пред главами семейств священнических и левитских: брали при бросании жребия одно семейство из рода Елеазарова, потом брали из рода Ифамарова» (1Пар. 24:3–6).