Дар за очищение

«По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных» (Лк. 2:20–24).

Еврейское слово киппур, которое переводится «примирить», «очистить», собственно, означает покрыть, скрыть грешника (или его грех) от того, против кого он согрешил, т. е. отвратить от него гнев последнего.

Жертва примирения являлась, следовательно, тем средством, через которое грешник очищался от всех своих грехов и мог снова вступить в общение с Богом. Примирителем был Сам Бог, во имя Которого священник очищал народ, например, «очисти народ Твой, Израиля, который Ты, Господи, освободил, и не вмени народу Твоему, Израилю, невинной крови. И они очистятся от крови» (Втор. 21:8), «и очистит [Господь] землю Свою и народ Свой» (Втор. 32:43), «Господь благий да простит (очистит) каждого, кто расположил сердце свое к тому, чтобы взыскать Господа Бога» (2Пар. 30:19).

Очищение Финеесом сынов Израиля обозначает то, что он отвратил от них гнев Божий. Аарону также сказано, что он заступил (очистил) народ: «Он положил курения и заступил (очистил) народ. Стал он между мертвыми и живыми, и поражение прекратилось» (Чис. 16:46–48). Очистить грешника от грехов и этим отвратить от него гнев было также целью того примирения, которое символизировалось жертвоприношениями. Левитское священство, по Божьему повелению, должно было примирять или очищать самих себя, народ и скинию (Лев. 9:7; 16:16–19,24; Чис. 8:12, 19). «Душа в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает» (Лев. 17:11). Преступление, требующее примирения, часто выражается при помощи вспомогательных слов «за или «над его грехом» или «от его греха» и т. д. Так, например, «И очистит его священник овном повинности перед Господом от греха, которым он согрешил» ( Лев. 19:22; см. также Лев. 4:20,26,31,35; 5:6,10,13,18; 10:17; 12:7; 14:20,29).

Кровь определенного Богом жертвенного животного служила примирением для души, или выкупом (евр. «кофер»). Раз в году священник приносил жертву за очищение народа от греха. Покровом или примирением называлась также золотая крышка на ковчеге завета (евр. «капорет») (Исх. 25:17; 37:6), которую первосвященник кропил кровью в день очищения (Лев. 16:14,15). Эта крышка, которая была осенена херувимами славы, называется в Ветхом Завете подножием Бога (1Пар. 28:2, срав. Пс. 98:5; 131:7; Плач. 2:1). Это было то место, где Бог встречал Моисея и Аарона, и говорил к ним (Исх. 25:22; Лев. 16:2). Когда Моисей входил в скинию собрания, чтобы говорить с Господом, то слышал голос, говорящий ему с крышки ковчега откровения, между двумя херувимами (Чис. 7:89).

При частном случае очищения, после прохождения определенного ритуала, поста, усиленной молитвы и омовения в микве, человек давал дар, жертву об очищении, установленную законом в каждом особом случае.