Обряд погребения иудеев в период второго Храма

«Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города...И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились...» (Лк. 7:12,14).

Каждый человек должен быть похоронен, так велел закон Моисеев. Погребение было настолько важным, что похоронить должно было и не еврея, и что при отсутствии других людей погребение обязан был совершить даже первосвященник, которому обычно возбраняется касаться трупа. Проявлением уважения к покойному считалось похоронить его как можно скорее. Но подготовительные действия не должны были совершаться в субботу. Считалось благочестивым присоединиться к встреченной похоронной процессии, которую могли сопровождать специально нанятые плакальщицы и свирельщики. В приведённой цитате апостол Лука рассказывает о похоронах бедняка из Наина: его несли на носилках, в процессии шла плачущая мать и много горожан.

Погребали умерших по-разному. Или зарывали в землю. Например, кормилица Ревекки Девора была погребена под дубом (дуб плача) (Быт. 35:8). Или погребали в пещерах-гробах, где высекали специальные ниши и ложа, на которые укладывали тела умерших. Пещеры-гробы были общинные или семейные. Богатые иудеи могли позволить себе большие семейные склепы, а бедных хоронили в общинных склепах или в небольших могилах в земле или вырубленных в мягких известковых породах в окрестностях Иерусалима. Склеп имел два помещения. В первом, более просторном, размещался каменный стол-плита, на которой тело обрабатывали благовониями и оборачивали полотняными лентами, пропитанными бальзамом и благовониями (миром). Вес плащаницы, пропитаной бальзамом и благовониями, мог достигать 40 кг и более. Здесь же происходило «отпевание»: над телом умершего читались псалмы и молитвы. Затем тело укладывали на специально прорубленную в скале полку-нишу. Перед входом в пещеру выдалбливали желоб и по нему двигали круглый каменный диск, закрывающий вход в гроб.

Погребение в общинных склепах, было столь обычным явлением, что выражения «лечь рядом со своими отцами» (I Ц. 2:10 и др.) и «приложиться к своему народу» (Быт. 25:8 и др.) стали синонимами понятия «умереть».