Разводное письмо

«Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.
А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф. 5:31–32).

«И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею. Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19:3–9).

Разводное письмо — документальная форма расторжения брака у древних евреев, предусмотренная законом Моисея. В соответствии с ней жене, которая по каким-то причинам стала противна мужу, муж писал разводное письмо, служившее документом, после получения которого, жена оказывалась свободной женщиной и снова могла выйти замуж. 

«Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа; но и сей последний муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, или умрет сей последний муж ее, взявший ее себе в жену: то не может первый муж ее, отпустивший ее, опять взять ее себе в жену, после того, как она осквернена, ибо сие есть мерзость пред Господом (Богом твоим), и не порочь земли, которую Господь, Бог твой, дал тебе в удел» (Втор. 24:1–4).

Бракоразводный процесс считался совершившимся только тогда, когда были выполнены следующие условия:

1. Муж должен был написать разводное письмо (Второзаконие 24:1 и далее; Иеремия 3:8 и далее; и др.). Это свидетельство о разводе должно было быть письменным и ясно излагающим суть дела. Разводное письмо обладало юридической силой. Возможно, его подписывали свидетели. Это письмо защищало разведенную от ложных обвинений, предотвращало неверное истолкование развода посторонними людьми. Семейное положение женщины, получившей разводное письмо, было четко определено — «незамужняя». На составление письма требовалось время. Письменная форма являлась гарантией продуманности решения о разводе. В условиях, когда грамотность была уделом немногих людей, требование письменной формы было серьезным препятствием для развода, для преодоления которого требовались определенные усилия. Приходилось нанимать грамотного человека, который мог изложить мотивы и условия развода. В разводном письме должны быть точно идентифицированы личности супругов, их происхождение, время и место заключения брака.

2. Муж должен был вручить разводное письмо жене лично.

3. Та, с которой расторгались брачные отношения, должна была покинуть дом мужа (Второзаконие 24:1). Должны были возникнуть условия, в которых общение бывших супругов становилось невозможным. Нужно было полностью разорвать отношения, поэтому бывшая супруга, собрав свои вещи, покидала дом навсегда.

Запрещалось возобновлять единожды расторгнутый брак.

Этим обычаем евреи злоупотребляли и часто разводились с женами, даже по незначительным причинам, ссылаясь при этом на закон Моисея. Об этом Господь Иисус Христос впоследствии скажет, что «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими» (Мф. 19:8). По слову Господа, только неверность жены может быть причиной для развода.