Фарисеи

«Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!» (Мф. 23:1–7).

Фарисеи (древнеевр. «перушим» — «обособившиеся») — секта ревнителей веры, известная со II века до Р.Х. Фарисеи были названы так саддукеями. Сами они не считали себя сектой. Они называли себя мудрецами или книжниками и вели свое происхождение от книжника Ездры, который после длительного вавилонского плена старался возродить веру и разъяснял народу Тору (Неем. 8:8). Фарисеи занимались изучением и толкованием Священного Писания и претендовали на роль учителей еврейского народа. Фарисеи вступили в конфликт с царями-превосвященниками Хасмонейской династии, потому что соединение духовной и светской власти в одном лице противоречило Моисееву закону. Позднее противостояли Ироду I, а затем вели борьбу с римлянами. Фарисеи во времена проповеди Спасителя были патриотами, хранителями отеческих преданий, традиций, правил; именно ради укрепления народа в вере отцов они создавали свои „ограды Закона“ — многочисленные дополнительные установления. Они стремились «к утонченному исполнению наружных мелочей, хотя бы это было с очевидным нарушением заповедей» (свт. Игнатий Брянчанинов).

Иосиф Флавий впервые упоминает о фарисеях при первосвященнике Ионафане (около 145 г. до Р.Х.) и говорит о них следующее: «Фарисеи живут скудно, воздерживаются от вкусной пищи и следуют велению разума: что разум предписывает им, как добро, то они и делают, и верят, что им следует серьезно стремиться исполнять предписания разума. Они оказывают почтение старцам, и что бы те не утверждали — фарисеи не противоречат им. Думая, что все совершается по ранее намеченным планам, они все же не отрицают свободы выбора со стороны человека. По их мнению, Бог ставит события в такой порядок, чтобы исполнилось то, что Он хочет, и в то же время воля человека свободна в выборе между добродетелью и пороком. Они также верят, что души бессмертны и заслужат в преисподней награду или наказание, смотря по тому, как люди жили в этой жизни — добродетельно или порочно; последние будут содержаться в вечной темнице, первые же получат силу пробудиться и жить снова. Такое учение привлекло к ним широкие массы, и во всем, что относилось к богослужению, молитве и жертвоприношениям, люди стали поступать по их указаниям; и города давали хороший отзыв о их добродетельных поступках и словах» (Иудейские Древности).

Апостол Павел, сам вышедший из фарисеев, писал в том числе и о фарисеях, что они «имеют ревность по Боге, но не по рассуждению» (Рим. 10:2). Они полагали, что своими благочестивыми делами достигли праведности от закона и потому смело осуждали и видели других людей грешниками. Фарисейская «закваска» вполне совместима с искренней преданностью Богу и Церкви. В Евангелии мы читаем множественные обличения Господом фарисеев не для того, чтобы по-фарисейски смело осуждать их, живших 2 тысячи лет назад, но для того чтобы нам самим услышать от Бога обличение и осудить себя. Господь Иисус Христос говорит, что за  видимой праведностью скрываются тщеславие и сребролюбие, и следование букве закона подменяет суть закона — любовь к Богу и к ближнему.