Верхний храм

Верхний храм

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе украшен по строгим византийским канонам, мозаичные изображения расположены по строго определенной системе. Его убранство делится на части, соответствующие тройственному единству Неба, Рая и земного мира. Первая — зона куполов и сводов верхнего уровня, в том числе конхи алтарной апсиды; вторая — зона тромпов, парусов и верхних частей стен; третья — зона нижних или второстепенных сводов и нижних частей стен. В верхней зоне находятся изображения Христа, Богоматери, ангелов и тех сцен, в которых Небо было либо местом действия, либо источником или целью изображаемого события.

Образцами для создания мозаик послужили прекрасные произведения византийской мозаической живописи: из мавзолея Галлы Плацидии в Равенне (V в.), из монастырей св. Луки в Фокиде (1-я пол. XI в.), Дафни близ Афин (XI в.), Хора в Константинополе (нач. XIV в.), из соборов Сан-Марко в Венеции (XI в.), Рождества Богородицы в Монреале (Сицилия, XII в.), Преображения Господня в Чефалу (Сицилия, XII в.) и Софии Киевской (XI в.).

Внутреннее убранство византийских храмов всегда доминировало по насыщенности над экстерьером, как знак главенства внутреннего человека над плотским, превалирования внутренней красоты над внешней. Так же и храмовое искусство основывалось на принципах богатой внутренней отделки храма при скромных внешних формах. Важными составляющими оформления интерьера были мозаики (иногда — темперные фрески), мраморная отделка пола, стен и колонн, активно использовался свет. В VI — VII веках начал формироваться высокий иконостас, отделяющий алтарь.

Византийский храм, прежде всего — образ космоса, символически воспроизводящий Небо, Рай (или Святую землю) и земной мир. Они формируют упорядоченную иерархическую систему, которая простирается от изображающей Небо купольной сферы до земной зоны, соответствующей нижним частям интерьера. Чем выше в пространстве храма располагается изображение, тем большую святость ему соответствует. Другой подход описывает топографию храма. Здание воспринимается как образ (духовно тождественный первообразу) мест, освященных земной жизнью Христа. Взирая на цикл образов, верующий может совершить символическое паломничество в Святую Землю. Так в Покровском храме у верующих есть уникальная возможность не только зрительно и мысленно обратиться к библейским сюжетам, но буквально прикоснуться к копиям Святынь Иерусалимского Храма Гроба Господня и Вифлеемского Храма Рождества, которые воплощены в нижнем крестильном храме Архангела Михаила.

В верхнем приделе Покровского храма, в небесной сфере храмового микрокосма, находятся только изображения наиболее священных лиц: Христа, Богоматери, Архангелов. С IX до конца XI в. византийское искусство использовало только три варианта купольного убранства: «Вознесение», «Сошествие Святого Духа» и образ Пантократора-Вседержителя во славе.

В алтарной апсиде Покровского храма воспроизведена мозаическая композиция собора Преображения Господня в Чефалу (Сицилия), созданная приглашенными греческими мастерами в 1148 году. В конхе апсиды располагается великолепная мозаика Христа Пантократора площадью 45 кв. метров. Этот Образ является естественным центром, вокруг которого разворачивается художественная композиция всего храма. Под главным изображением, в верхней части алтарной апсиды, располагается образ второй по значимости — ростовая Божия Матерь Оранта («Молящаяся») на облаке, держащая Покров. По бокам Ей предстоят четыре Архангела.

На алтарной арке располагается мозаичное изображение Престола Уготованного в окружении Серафимов и Херувимов. Свод центрального купола увенчан византийским крестом в силах в окружении Ангелов.

Праздничный цикл 
Вторая из трех зон византийского храма посвящена жизни Христа, Мозаичные полотна с изображение праздников и сцен земной жизни Христа, украшают вертикальные поверхности стен над арками и верхние фронтальные и боковые части стен храма.

Сонм святых 
В третьей и самой нижней зоне централизованной системы сюжетные изображения отсутствуют: лишь отдельно стоящие фигуры составляют «сонм апостолов и мучеников, пророков и праотцев, священные образы которых наполняют наос». На сводах подпружных арок и на гранях подпружных столбов располагаются ростовые фронтальные мозаичные изображения и медальоны святых мучеников, святых воинов, преподобных и святителей, святых царей и князей. Эти фигуры распределялись в соответствии с двумя взаимодействующими принципами: первым был учет их ранга и функций, вторым — учет календарной последовательности. Внутреннее убранство храма изобилует богатой орнаментальной мозаикой.

Все фигуры и образы святых можно разделить на четыре группы, куда войдут сидящие фигуры, фигуры, стоящие во весь рост, поясные изображения и фигуры в медальонах. Сидящие фигуры встречаются только на изогнутых поверхностях — это фигуры святых Евангелистов в подкупольных парусах; Христос и Богоматерь (в апсидальных и подобных им композициях) всегда изображались фронтально, лицом к зрителю. Евангелистов, напротив, постоянно показывали склоненными, в трехчетвертном ракурсе, который становится естественным следствием их наклонного положения в пространстве парусов, оказавшихся единственным отведенным для этих фигур углублением.

Важно отметить, что все образы и движения фигур ориентированы на фигуру Пантократора, как на общий для всех центр. Медальоны в вершинах боковых арок обращены или к центральной оси, или к западу, лицом к зрителю.

Мозаика — один из древнейших способов декорирования. Как полагают, первым материалом для нее послужили россыпи разноцветных камней, отшлифованных морской волной, которые, перекликаясь по форме, величине и цвету, могут составлять удивительные по красоте композиции. Пластичными материалами, необходимыми для закрепления узорчатых сочетаний камней, послужили известь, глина и цемент. Первая мозаика выкладывалась на полу и имела сугубо практическое назначение — делала поверхность пола гладкой и ровной. Позднее, когда люди оценили прекрасные защитные свойства мозаичных покрытий, а также их огромные декоративные возможности, сфера применения мозаики расширилась: ею стали украшать даже стены храмов.

Византийцам принадлежит идея «поднять» мозаику с пола на потолок; они же были первооткрывателями сплава непрозрачного и очень плотного цветного стекла, получившего название «смальта». Наиболее популярными материалами для мозаики были смальта и мрамор, иногда в ход шли также галька и мелкие камушки. Золотые кусочки смальты переливались и давали необыкновенную игру света на сводах и стенах храмов.

В середине V в. мозаика становится излюбленной техникой стенной живописи Византии. Художники используют все богатство красочного спектра, в их палитре появляются нежные голубые, зеленые и яркие синие цвета, лиловые, розовые и красные разных оттенков. Наибольшей силы мозаика достигает благодаря слиянию цветовых пятен смальты с золотым фоном. При этом золото имело двойное значение: расценивалось как символ богатства и являлось самым ярким из всех цветов.

В мозаике использовались чистые, светящиеся цвета, которые испытали на себе очистительное действие огня и считались самым подходящим средством для воспроизведения неземного величия божественных первообразов.

Первым способом использования света было включение в образ сверкающих и излучающих свет материалов (прежде всего золота), которые не только создавали ощущение богатства колорита, но и освещали композиции, помещенные в объемные ниши. Свет окружает фигуры, подобно ореолу святости. Византийские образы включали и использовали не только свет, отражаемый золотом, но и естественный свет, лившийся из окон, которые прорезали купол и апсиду. Так, в верхней зоне, то есть в куполах и на сводах верхнего уровня, употреблялись самые светлые тона, среди которых преобладали чуть подцвеченный белый и золотой. Светлые цвета соответствовали идее невещественного небесного великолепия.

Следующая зона, то есть праздничный цикл, допускает большее богатство цвета. Здесь колорит ярок и насыщен светом, в то время как темные тона отсутствуют. Впрочем, эти тона господствуют в нижней зоне, где изображены фигуры святых. Здесь цветовая гамма состоит из темно-коричневоготемно-зеленого, глубокого синего и фиолетового тонов, гармонирующих с цветами мраморной облицовки. Таким образом, цветовая организация мозаик помогает подчеркнуть иерархическую структуру всей системы. Для византийских храмов типично сочетание мозаик с мраморной облицовкой стен. Как правило, мозаики украшают лишь верхние части интерьера. Стены остаются скрытыми за мраморной облицовкой с блестящей полированной поверхностью. Мраморы серого, коричневого, красноватого и зеленого оттенков в византийских церквях покрывают практически все плоские вертикальные поверхности стен интерьера. Мозаикам остаются лишь ниши, внутри которых композиции кажутся драгоценными камнями в скромной оправе.

На Руси мозаика появилась после принятия xристианства (X в.), но не получила большого распространения из-за дороговизны материала: смальту делать не умели, и ее приходилось привозить из-за моря. Сегодня великолепные мозаики того периода можно увидеть в Киеве — в соборе Св. Софии (XI в.) и оставшиеся от не сохранившегося собора Михайловского Златоверхого монастыря (1113 г.).

Среди мозаичных изображений Покровского храма большое место занимает орнамент. Он имеет определяющее значение для композиционного единства фресок с архитектурными формами храма. Орнамент, обрамляющий конху, боковые части апсиды, ее мозаики, оконные проемы, внутренние грани подпружных арок, очень красив и разнообразен по своим мотивам. Здесь можно увидеть цветочные, лиственные и тонкие геометрические узоры. Мотивы орнамента варьируются на золотом фоне, создавая удивительную красоту красочных переливов.

Смальта — великолепный материал, из которого создавались мозаики Византийской империи. Она представляет собой кусочки однородной непрозрачной смеси из стекла и оксидов металлов. Смальта прочна, износостойка, жароустойчива и морозостойка, имеет огромный спектр цветов и оттенков. Она интересна тем, что непрозрачна, но благодаря наполняющим ее толщу крошечным пузырькам, как будто светится изнутри. Золотая смальта изготавливается из золотой фольги, заключенной между двумя слоями тонкого стекла.

В настоящее время мастера пользуются двумя основными способами при создании мозаики. При прямом наборе на подготовленную основу (стена здания, отдельная основа) наносится предварительный слой раствора. На него переносится рисунок. Затем по фрагментам закладывается рабочий слой раствора (размер фрагмента зависит от того, сколько успеет выложить мастер прежде, чем раствор схватится), в который вдавливаются камни. Прямой набор производится либо с предварительным выкладыванием мозаики «в сухую», либо без предварительного выкладывания. При необходимости швы тонируются в конце работы, или в раствор изначально добавляется какой-либо пигмент. Основное отличие обратного набора состоит в том, что набор идет в зеркальном отражении. При этом можно выложить изображение целиком, а потом скорректировать определенные фрагменты без трудоемкого выдалбливания камней из раствора. В итоге мозаичная поверхность получается более ровной и гладкой.

Мозаики набирались из маленьких кусочков смальты — цветного стекла со сколотыми краями, усиливавшими преломление света. Золотые и серебряные мозаичные камешки изготовляли, вплавляя между двумя стеклами тонкие листочки драгоценного металла. Размеры кусочков смальты варьировали, а поверхность изображения специально делали чуть неровной, чтобы свет отражался от разных точек под разными углами. Готовя поверхность под мозаику, на нее наносили первый слой относительно крупнозернистой штукатурки, а по нему — второй, с более мелким зерном. Когда второй слой подсыхал, по нему процарапывался рисунок, после чего та часть поверхности, которую сразу же предполагалось покрыть мозаикой, покрывали слоем специального раствора. В него, следуя линиям процарапанного рисунка, вдавливали кусочки смальты. Фон мозаики обычно заполнялся кусочками искрящейся золотой смальты, между которыми тут и там делали серебряные вставки. В ранних мозаиках фон иногда бывал зеленым или синим. Изобразительные мотивы (библейские сюжеты, святые, фигуры императоров и их приближенных, символы, растительные орнаменты и бордюры) размещались посередине, на наиболее выгодных в зрелищном отношении местах.

Покровский храм по своей уникальности, художественной ценности и площади мозаичного убранства не уступает мировым шедеврах церковного зодчества эпохи Византии.

Здесь можно ознакомиться с рассказом о создании уникального проекта "Икона святой Земли", который был воплощен в нижнем храме.