Вопрос-ответ

Благодать Божия, освящающая человека, прибывает на некоторых вещах: на иконах, мощах святых угодников Божиих, на освященных предметах и жилище, на вещах причастных к святому месту или человеку. Такие предметы иметь в доме полезно. Однако, главное не в количестве, а отношении человека к этим вещам, дело в благоговении к ним. Если человек пренебрежительно относится к святыным, без должного благоговеня, то содержание их дома может быть такому человеку в грех. Важно заботиться о чистоте, порядке, украшении святынь. Когда их становится много, подумать об организации хранения икон или святынь, и при наступлении того или иного праздника доставать их и молиться перед ними, или поделиться святынями с другими людьми, для которых они будут значимы.

Нужно помнить еще о том, что Бог не спасает нас без нашего желания и нашего участия в деле нашего спасения. Не сами по себе святыни делают нас ближе к Богу, хотя и могут повлиять, но наш подвиг исполнения заповедей Божиих, молитвы, смирения, борьбы с грехом, изменения себя к добру. Поэтому, важно не количество святынь и их наличие, а важно молиться и делать дела милосердия во славу Божию.

В советский период, когда были гонения на верующих и люди из страха смерти скрывали свою веру, был случай, когда один врач нарисовал в своем кабинете медицинский крест ➕, а внизу под ним написал: «чистота — залог здоровья», — и молился перед этим крестом. Такова была сила веры человека, его стремление к Богу.

Господь ведет к храму разными путями, поэтому сложно дать универсальный ответ. Однако, думаю, начинать нужно с малого: приобрести Новый завет и начать читать Евангелие (начинать лучше с Евангелия от Марка) хотя бы по небольшим разделам, ставя для себя вопросы, приходить в храм и наблюдать за верующими и богослужением. Быть внимательными к себе и тянуться к победе над грехом, если вы уже видите в себе грех, стараться понять к какой жизни призывает нас Господь. Хорошо слушать проповеди известных православных проповедников. Благо, что в настоящее время есть возможность приобрести Евангелие и другую литературу и послушать проповеди. Подходите к понравившимся вам священникам и задавайте им вопросы.
Помощи Вам Божией!

Можно, но для такого человека это будет сопряжено с некоторыми сложностями. Человеку приходится часто перестраиваться с мирского имени на церковное, когда он переступает порог храма и участвует в таинствах. Его церковное имя должно быть известно людям, которые за него молятся.

Бывает, что родители дают двойные имена детям в угоду красоты — конъюнктуры времени, но это осложняет жизнь таких людей. Бывает, когда родители из опасений от «злых людей» скрывают имя ребенка, данное при крещении, но это опять же суемудрие. Если человек живет Христом, и участвует в таинствах Церкви, то никакое зло ему не страшно. Если Бог за нас, то кто против нас?

Лучше крестить каждого ребенка в новой крестильной рубашке. Эта чистая крестильная одежда означает чистоту души новокрещенного человека, поскольку в таинстве крещения Господь прощает все грехи.

Если вы хотите, чтобы сестры были близкими и дружными их нужно воспитывать в духе жертвенной любви к родителям и друг другу, чтобы на первом месте были мысли: как нам лучше?, что нужно для моих родителей и сестренки?, что я могу для них сделать? и т. д., а не: что мне получше и послаще. Такое воспитание можно дать через живую веру в Бога родителей, когда дети видят в родителях образец поведения, наставлениями в вере и добрых делах. Крестить же в одной рубашке и надеяться, что дети будут дружны — это снятие с себя ответственности за детей. Самим-то уже ничего делать и не надо. Это не правильно. Получается некое языческое восприятие действительности.

В случае крайней, срочной необходимости крещение может совершить крещеный мирянин. Оно признается действительным. Это может быть в случае, когда новорожденному угрожает смертельная опасность и его необходимо крестить не дожидаясь прихода священника. В этом случае мать ребенка может попросить кого-то из присутствующих или в крайнем случае сама прочитать какую-либо молитву, к примеру, «Отче наш», и произнести над ребенком крещальную формулу: «Крещается раб Божий (раба Божия), имярек, во имя Отца, Аминь. И Сына, Аминь. И Святаго Духа, Аминь», трижды поливая ребенка при произнесении слов крещальной формулы водой, в крайнем случае можно даже слюной. Крещальную формулу должен знать каждый крещеный христианин, чтобы при необходимости совершить крещение.

В случае, если вы живете в очень отдаленном от храма месте и нет возможности пригласить священника, то таинство рещения может совершить крещёный мирянин. В таком случае стоит выбрать человека верующего и ведущего богоугодный образ жизни. Однако, в обоих случаях следует изыскать возможность и позаботиться, чтобы священник молитвенно восполнил таинство крещения и совершил таинство миропомазания.

Данный отрывок содержится у трех евангелистов Мф. 21,42; Мк. 12.10; Лк. 20,17. В этом отрывке Господь Иисус Христос говорит о Себе. Этот камень есть Христос, строители это учители израилевы, которые должны были узнать Христа Спасителя, объявить Его народу и последовать Его учению и заповедям, но будучи обольщены властью и богатством, они отвергли Его, не признали Его Спасителем, не последовали Его учению и не уверовали в Него. Однако этот камень — Христос — сделался главою угла. В древности, в основание любого здания поставлялся камень, от которого строилось всё здание. Так и Христос стал основанием и источником веры и всего дела нашего спасения.

Не соглашусь, с тем что есть такой обычай. Есть люди, кто может прибегнуть к бросанию жребия, но определять их практику как обычай не стоит. Не встречал высказанной Церковью позиции по данному вопросу. Однако в истории Церкви есть несколько фактов бросания жребия.

После Вознесения Господа Апостолы собрались и молились, чтобы Господь указал на человека, который будет нести подвиг апостольства вместо отпавшего Иуды Искариотского. «[Они]помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам» (Деян. 1, 24–26). В данном случае Апостолы молились, чтобы Господь явил свою волю, и возложили упование на Бога.

При распятии Христа стражники делили его ризы бросая жребий. (Мф. 27, 35; Мк. 15, 24; Лк. 23, 34; Ин. 19, 24).

Νίκα (в переводе с греческого языка) — победа, подавление наслаждений (т.е. страстей). 
Господь Иисус Христос — победитель, Он одержал победу над грехом и Диаволом, поэтому на Кресте как оружии спасения человеческого рода пишется это слово.

Благословение нужно стараться брать на все дела совершаемые человеком, чтобы Господь управил их совершение на пользу души и тела. Чтение псалтири есть дело богоугодное и важное, поскольку через чтение богодухновенных книг Господь освящает нас своей благодатью. Важно помнить о цели жизни человека, о стяжании Святого Духа.

При ответе на этот вопрос нужно определиться с тем, что автор понимает под «человеческим», что человеку не чуждо. Если иметь ввиду удовлетворение необходимых потребностей, так называемых неукоризненных страстей: утоление голода и жажды, сон, обогрев тела, омовение и т. п., то ничто из этого человеку не должно быть чуждо. Как мы читаем в Евангелии, Господь спал (Мф. 8, 24; Мк. 4, 38), Господь вкушал пишу и т. д.

Если под «человеческим» понимать страстное действие, проистекающее от греховности, прилепленности к земле, то от этого христианин должен удаляться и искать жизни в Духе Святом. Уместной здесь считаю цитату из сочинения святителя Николая Сербского (Велемировича) «Царев завет»: «[Любовь к Богу, любящему нас] имел вначале и прародитель рода человеческого. Она делала его в те времена сильным, радостным, светлым, молодым и — живым. Когда же его любовь разделила Небо и землю и сердце склонилось к земле, он потерял силу, утратил светлость, познал печаль и обвенчался со смертью. Его потомки, возлюбившие земное Царство, пали еще ниже и стали пленниками смерти. Их опустошенные сердца, лишившись силы и света Небесной любви, наполнились разными противоположными чувствами, обманчивыми и проходящими. Небо перестало быть реальностью из душ, но сделалось лишь бледным воспоминанием и от поколения к поколению становилось все более и более тусклым. Прилепившись умом к телесным предметам, помимо Бога и противясь Ему, они начали сердцем желать исключительно плотских вещей — опять же без Бога и противиться Ему. Сердца их наполнились похотью, завистью, злобой, ненавистью, злорадством, страхом смерти, ненасытностью, эгоизмом, неверием, жадностью и неудовлетворенностью от полученных ничтожных удовольствий. Землей заполнилось сердце, земля проросла в нем. Земля стала его тираном. Так все и было — до тех пор, пока Дух Божий не сошел на кровавую тропу Сына Божиего и не умягчил вновь каменные сердца людей и не освятил их Небесной любовью» (гл. 7).

Христиане должны жить Духом Божиим.

Молиться Богу своими словами можно и нужно, поскольку эта молитва уникальная. Однако, важно понимать и помнить следующее: Во-первых, существуют несколько видов молитвы среди которых можно выделить славословные, благодарственные, просительные. Славословим, воспевая Бога и Его милости к всему миру и человеку, в частности. Благодарим за благодеяния Божии поданные человеку. Просим Бога о даровании небесных и земных благ. Во-вторых, в просительной молитве должны иметь ввиду Божий промысел о нас (полезно ли нам то/, что мы просим у Бога?). В-третьих, должны веровать в Бога и Богу, что Господь подаст нам просимое.

Молиться словами святых угодников Божиих значит, во-первых, стараться подняться на духовные вершины, на которых эти святые, будучи укрепляемы Духом Святым, молились, во-вторых, соприкоснуться с той благодатью, которую они стяжали от Бога.
Можно привести некоторое сравнение со сдачей экзамена. Молиться словами святых, это — как будто на экзамене получить от преподавателя лист с вопросом и лист с ответом другого студента, который учился на «отлично» и уже благополучно сдал экзамен. Нам остается только воспринять ответ, чтобы он стал усвоен нами и благополучно ответить преподавателю.

Святые угодники Божии это те, кто уже угодил Богу своей жизнью и стяжал Божию благодать, т. е. кого Дух Святой освятил.

Благодать — это присутствие в нас Бога, и оно требует с нашей стороны непрестанных усилий. По мере нашего подвига благодать все более и более в нас раскрывается, оказывается присвоенной, говоря словами преп. Серафима Саровского, стяженной (приобретенной) человеком.

Истинная цель жизни христианской есть стяжание Духа Святого Божия, пост же, бдение, молитвы, милостыня, и всякое ради Христа совершаемое добро суть средства для стяжания Святого Духа Божия.

Лития — это поминовение усопших, т. е. тех, кто уже предстал пред Богом, чья душа отделилась от тела. Её значение велико для усопших, поскольку Господь принимает наши молитвы о них и может изменить их посмертную участь, а для нас это проявление любви к нашим близким и исполнение заповеди о почитании родителей. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» Исх.20:12.

Ответ: Через освящение Господь посылает благодать свою на место или вещь, и она служит к благу людей, которые ей пользуются с благодарностью Богу и в богоугодной жизни.
Благодать (в богословском смысле) — особая освящающая и спасающая человека нетварная Божественная сила, дарованная вследствие искупительного подвига Иисуса Христа, действующая совместно с естественными силами и способностями человека и преображающая его природу.

«Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» Иоан.15:5.
Если мы хотим жить в мире Божием, освященном Его милостью к нам, чтобы вещи и места служили нам ко благу, то должны прибегать к помощи Божией, подаваемой в освящении.

В этом ирмосе речь идет повествование о событиях ветхого завета, а именно о трех отроках Седрахе, Мисахе и Авденаго, которые не захотели поклониться ложному богу, а выбрали для себя лучше умереть в огненной печи. Господь спас их от смерти, попалив при этом их мучителей. Это чудо произвело впечатление на царя, отдавшего приказ о идолопоклонстве, так что он восхвалил Истинного Бога. Тогда Навуходоносор сказал: благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих, которые надеялись на Него и не послушались царского повеления, и предали тела свои [огню], чтобы не служить и не поклоняться иному богу, кроме Бога своего! (Дан. 3, 95)

Перечитайте в Библии главу 3 пророка Даниила, тогда будет понятен ирмос.

Пс. 52, 6. «Там убоятся они страха, где нет страха, ибо рассыплет Бог кости ополчающихся против тебя». Речь идет об участи грешников, противящихся Богу. Они будут страшиться даже того, что в действительности не представляет опасности. Страх этот имеет бесовскую злую природу.

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх.20:12)

Означает эта заповедь следующее:
1. Почтительно обходиться с родителями;
2. Повиноваться им;
3. Питать и покоить их во время болезни и старости;
4. После их смерти так же, как и при жизни, молиться о спасении их душ и верно исполнять из завещания, не противоречащие Закону Божию и гражданскому (2 Мак. 12, 43–44, Иер. 35, 18–19)
(Православный катехизис Свт. Филарета)

У автора вопроса приводится цитата, в которой содержится ошибка («если кто полюбит отца и матерь меньше Меня, тот недостоин Меня»)
Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Матф.10:37).
Господь этими словами показывает нам иерархию отношений к Богу и ближним. Наша жизнь должна простираться в первую очередь к Богу, в Котором мы обретаем всю полноту жизни временной и вечной.
Соблюдение этой заповеди зависит от обстоятельств жизни Вашей и ваших родителей. В случае, если они нуждаются в вашей помощи, то будет правильно заботиться о них в полной мере.
В любом случае мы должны руководствоваться принципом — из двух благ выбирать большее, а из двух зол выбирать меньшее.

Задать вопрос